- Техническая поддержка: +7 (495) 247-58-58
- Учебный портал
Верховный Суд: штраф 100 тыс. рублей, если у ответственного за БДД нет профильного образования
Даже если автотранспорт используется для внутренних нужд компании, все равно нужно, чтобы у лица, которое отвечает за безопасность дорожного движения, было профильное образование: либо высшее, либо профессиональная переподготовка (Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 31-АД18-16).
Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направления:
- Специалист, ответственный за БДД
-
Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов
-
Контролёр - механик технического состояния автотранспортных средств
-
Контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта
Госавтоинспекция проверяет наличие образования у ответственных за БДД
Госавтоинспекция провела проверку одного из банков, у которого есть собственный автопарк. В ходе проверки выяснилось, что ответственный за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения не имеет профильного образования. Банк был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и оштрафован на 100 000 рублей.
Отсутствие профильного образования у ответственного за БДД – административное правонарушение
Данная статья 12.31.1 КоАП гласит о том, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Банк не согласился с решение Госавтоинспекции и подал жалобу в Московский районный суд гор. Чебоксары Чувашской республики. Суд согласился с доводами Госавтоинспекции и оставил решение о наложении штрафа без изменений.
Банк не остановился и направил свою жалобу в Верховный Суд республики, где также не нашел поддержки. Затем дело попало в руки председателя Верховного Суда Чувашской Республики, который поддержал решения всех нижестоящих судов. В итоге дело дошло до Верховного Суда Российской Федерации.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
Верховный Суд установил, что согласно ФЗ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, юр. лица и ИП, которые осуществляют перевозки автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, обязаны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. О том, кто должен соответствовать этим требованиям, предписывает федеральный орган исполнительной власти - приказы Минтранспорта РФ.
Этот же нормативный акт предусматривает. Что ответсвенные лица должны проходить обучение по специальной образовательной программе по обеспечению безопасности дорожного движения (часть 4 статья 20).
Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 года N 7
Данным приказом от 15 января 2014 года №7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В пункте з этих Правил говорится, что все все субъекты транспортной деятельности должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов.
В чём заключаются меры по обеспечению безопасности перевозок?
К таковым мерам относятся:
- обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности,
- обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
- обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях (пункт 4 Правил)
Организация работы по обеспечению безопасности перевозок – обязанность субъекта транспортной деятельности
Субъект транспортной деятельности (юр. лицо или ИП) должен осуществлять выполнение и контроль соблюдения требований, а также мероприятий по подготовке работников, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу.
Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:
- проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
- наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Постановление Правительства РФ № 876
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года, N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтверждённую соответствующими документами – документами о профильном образовании.
Требования Приказа Минтранса №287
Приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 года N 287 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" прописаны конкретные требования к лицам, которые отвечают за обеспечение безопасности дорожного движения.
Требования к уровню образования ответственных за обеспечение БДД отражены в пункте 16.3, который гласит, что у ответственного лица за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта".
Требования к уровню образования контролёров тех.состояния автотранспорта отражены в пункте 14.3, который гласит, что у ответственного лица за выпуск на линию транспортных средств должен быть диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролёра технического состояния автотранспортных средств.
Если компания использует автотранспорт для внутренних нужд?
Банк, который был оштрафован, требовал отменить решения Госавтоинспекции и всех судов на основании того, что весь автотранспорт банка не используется для перевозки пассажиров и грузов. Автомобили используются для внутренних нужд.
Верховный Суд РФ посчитал этот довод не состоятельным, сославшись на пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции". В этом постановлении чётко обозначено, что на ИП и юрлица, которые заключают договор перевозки или не заключают его (для собственных нужд), также распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Верховный Суд РФ постановил: оставить без изменений решения Госавтоинспекции и нижестоящих судов, а жалобе банка в удовлетворении отказать. Скачать Постановление ВС РФ от 3 октября 2018 г. N 31-АД18-16
Читайте также по теме:
- Изменения в закон "О безопасности дорожного движения"
- Изменения в Положении о ГИБДД с 15 сентября 2018 года
- Правила охраны труда на автотранспорте с 28 сентября 2018 года
- Изменения в правила противопожарного режима
- Нормы труда и отдыха водителей с 5 июня
- Охрана труда водителей: новые штрафы
- Порядок проведения проверок организаций по ремонту транспортных средств
- Приказ Минтранса России от 07.11.2017 N 476: Порядок оформления путевых листов
- Часто задаваемые вопросы по охране труда
- Обязанность транспортных средств по оборудованию аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАС
- Изменены правила технического осмотра транспортных средств
- Переэкзаменовка для водителей
- Изменения в Оценке условий труда водителей
- Технический осмотр транспортных средств с фотографированием
- В 2017 году было оштрафовано более 700 транспортных компаний
- Штрафы за СОУТ с 1 января 2019 года
Популярные статьи в категории:
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам
— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности