№Л035-01298-77/00273901 (№034268) от 25.10.2013
- Техническая поддержка: +7 (495) 247-58-58
- Учебный портал
Организация режима труда и отдыха для членов экипажей гражданской авиации должна основываться на требованиях приказа Минтранса РФ от 21 ноября 2005 года №139. В документе учитываются специфика работы пилотов и бортовых специалистов, а также риски, связанные с высокой нагрузкой, физическим и психоэмоциональным истощением.
Следует отметить, что в состав рабочих часов экипажа входит не только время полета. Еще подпадают под учет операции в аэропорту между сменами, перемещения в роли пассажиров по распоряжению работодателя. Установленная норма – это 36 часов работы в неделю, а смена не должна превышать восьми. Подобные ограничения необходимы для снижения уровня усталости и обеспечения безопасности полетов.
Законодательство регламентирует максимально допустимое летное время независимо от типа воздушного судна. Так, пилоты не могут летать более 80 часов в месяц, 240 часов за квартал и 800 часов в календарный год. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как отказ систем самолета, плохая погода или невозможность приземления в назначенном аэропорту, пилотам разрешается продлить смену на дополнительное время – до двух часов при минимальной смене и до трех часов при расширенной.
Кроме того, допускается использование режима суммированного учета рабочего времени, когда нормативные часы могут накапливаться в течение месяца. Такой режим позволяет гибко управлять графиком и лучше учитывать реальные условия работы. При необходимости он может быть продлен по согласованию с профсоюзным органом.
После завершения регламентированного рабочего времени сотрудник обязан быть освобожден от выполнения трудовых функций. Любая работа сверх установленной нормы считается сверхурочной и подлежит соответствующему учету и оплате.
У пилотов есть право на разные виды отдыха:
- межсменный, который необходим для восстановления после смены;
- еженедельный, длительностью не менее 42 часов, включающий выходные дни;
- ежегодный, предоставляемый в соответствии с законодательством.
В случае запланированного раннего вылета или позднего приезда, происходящего между 22:00 и 06:00, работодатель обязан обеспечить пилоту отдых либо организовать его доставку домой. Еще пилоты имеют право отказаться от выполнения своих обязанностей в случае сильного постороннего утомления, поскольку это может негативно сказаться на безопасности полета.
Популярные статьи в категории:
