Внимание! Консультанты по обучению и тех. поддержка академии работают 24/7
Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
21 октября
Ирышкин Олег Евгеньевич
26 октября
Спивак Игорь Маратович

Проблема профессионального выгорания у педагогов

Как известно, недавно Всемирная организация здравоохранения признала синдром профессионального выгорания – заболеванием. И теперь все специалисты могут рассчитывать на квалифицированную помощь от специалистов. В современных реалиях знать, что это за недуг и как с ним бороться должны и педагоги.

Синдром профессионального выгорания: история изучения

Одна из проблем современного мира — профессиональное выгорание сотрудников. Касается она жителей развитых стран.

Исследования вопроса профессионального выгорания начались в 1970 г. В Соединенных Штатах Америки участились жалобы в службы психологической и социальной поддержки на снижение работоспособности сотрудников. Отмечались вспышки агрессии и раздражения на работе.

Фрейденберг, американский психиатр и психолог, ввел новый термин «burnout», что значит «выгорание». Долгое изучение этого феномена психиатрами привело к обнаружению «стресса общения» в особой форме.

До того момента слово «выгорание» употреблялось в разговорном английском языке как наркотическая зависимость. Такая же зависимость появилась среди здоровых людей, специалистов.

Эмоциональное выгорание — особый синдром, развивающийся в процессе работы. Проявляется это состояние не только в эмоциональном, но и в физическом истощениях, избегании людей, с которыми приходится общаться. И самое тяжелое – в отсутствии планов в профессии и крушении надежд.

В последние годы эта проблема вызывает большой интерес, потому что феномен выгорания негативно воздействует и на саму личность, и на окружающих людей.

выгорание стресс профессии

Какие специальности находятся в зоне риска?

Психиатр Х. Дж. Фрейденберг описал особое расстройство личности у здоровых людей вследствие сверхчастого эмоционального общения в работе с учениками, клиентами, пациентами.

Было собрано достаточно сведений, подтвердивших, что этот синдром чаще всего встречался среди учителей, психологов, врачей, полицейских и социальных работников. Люди этих профессий чаще других проявляли вспыльчивое и неадекватное поведение. Исследования показали, что представители этих профессий также чаще других подвергались психосоматическими расстройствами.

Выгорание стало болезнью социальных профессий, представителям которых приходится много общаться с разными людьми.

Сейчас синдром профессионального выгорания встречается как в среде педагогов и врачей, так и во многих других профессиях.

Современные психологи выделили группы риска людей, склонных к профессиональному выгоранию:

  • Быстрее всех «выгорают» застенчивые личности, интроверты, не любящие иметь контакты с людьми по работе;
  • Сотрудники, вынужденные много взаимодействовать с разными людьми;
  • Специалисты, которые испытывают частые внешние и внутренние конфликты в профессии;
  • Женщины, разрывающиеся между семьей и работой, вынужденные конкурировать с мужчинами;
  • Работники в условиях постоянной нестабильности;
  • Специалисты, которые продолжительное время оказывают помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В 2005 году на Европейской конференции ВОЗ прозвучало, что примерно третья часть работников социономических профессий страдают от профессионального стресса, и чаще всего – педагоги.

Больше половины специалистов системы образования каждый год вынуждены обращаться к психологам за консультациями.

Причины профессионального выгорания в педагогической среде

В современных реалиях педагогическая деятельность наполнена факторами, способствующими активизации негативных психологических состояний:

  • Гиперответственность;
  • Потребность сохранять лицо, невозмутимость;
  • Необходимость работать с большой аудиторией каждый день.

Многие учителя и преподаватели чувствуют постоянную утомляемость, мигрени, отсутствие сна, ухудшение здоровья, неврозы, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, слабый иммунитет. Посмотрите: ощущаете ли вы усталость, депрессивное состояние, нет желания идти на работу, испытываете безразличие?

Разные исследователи утверждают: педагог в большей мере подвержен выгоранию на работе.

От постоянного переутомления педагог не в силах принимать новое, повышать профессиональный уровень.

Не всякий человек сможет выявить у себя признаки профессионального выгорания, так как проявляются они совсем незаметно. И происходит это и на физическом, и на эмоциональном, и на умственном уровне.

Выделяются три этапа развития синдрома профессионального выгорания:

  • Совершение ошибок и сбой привычных каждодневных действий: забывание простейших слов, рабочих моментов, постоянное психологическое напряжение в следствии боязни совершить ошибку, повышенный самоконтроль, маниакальная проверка рабочих процессов и действий, нервно-психическое напряжение;
  • Потеря интереса к профессиональной деятельности, необходимости в общении (избегание даже близких контактов), увеличивающееся безразличие в завершении недели, простудные заболевания, постоянное раздражение;
  • Интерес к работе, семье, жизни полностью потерян, возникает только безразличие, неприязнь к людям, общение вызывает отвращение, постоянный упадок сил.

выгорание стресс педагог

Симптомы проявления синдрома профессионального выгорания

Вы можете самостоятельно определить проявление признаков профессионального выгорания, если при мыслях о профессиональной деятельности появляются негативные ощущения или головная боль, а общение даже с близкими людьми вызывает неприятные ощущения.

Сейчас исследователям известно около 100 симптомов этого синдрома.

На психосоматическом уровне чаще всего отмечают:

  • Отсутствие сна;
  • Утомляемость;
  • Истощение;
  • Упадок сил;
  • Нарушение пищеварительных процессов.

В то время как на личностном уровне проявляются следующие симптомы:

  • Монотонность профессиональной деятельности;
  • Чувство безнадежности;
  • Тяжелые эмоции (апатичность, цинизм, потеря смысла жизни);
  • Пристрастие к вредным привычкам;
  • Негативные проявления к себе и ученикам;
  • Агрессивное и несдержанное поведение.

Отмечают 3 группы факторов, которые влияют на появление синдрома выгорания:

  • Личностные: замкнутость, совсем низкая или, наоборот, очень высокая эмпатия, жесткое отношение к окружающим, неуважение себя, низкая самооценка.

Исследователи утверждают, что чаще подвергаются «выгоранию», люди, страдающие «трудоголизмом»: посвятившие свою жизнь только рабочим моментам, отдающие все силы без остатка профессиональным вопросам, не отдыхающие, ежедневно работающие на полную мощность, не оставляя время на личные интересы и общение с близкими людьми и семьей.

  • Статусно-ролевые: неудовлетворение ростом в профессиональном и личностном плане; неудовлетворительный социальный статус; стереотипы поведения, которые ограничивают активность творчества, непринятие в коллективе.
  • Корпоративные: нет четкой и плановой организации рабочего времени; однообразие рабочего процесса; вложение в деятельность больших личностных ресурсов при невысоком признании и низкой оценке; строгий регламент рабочего времени и жесткие дедлайны; неблизкие отношения между коллегами, отсутствие поддержки с их стороны; конфликты, сплетни, соперничество; нехватка поддержки со стороны руководства и администрации.

Нужно понимать, самостоятельно ни один из этих факторов не способствует развитию профессионального выгорания у педагогов. Синдром возникает при совокупности всех факторов, не только на профессиональном уровне, но и на личностном.

Способы решения проблемы профессионального выгорания

Зачастую педагоги отрицают свои психологические проблемы. Учитель всегда выглядит сильным. Психологам в учебных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике профессионального выгорания. Профилактика выгорания включает следующую работу:

  1. Помоги себе сам.

Специалист с помощью методов релаксации, саморегуляции может самостоятельно выявить и убрать начальные симптомы проблемы. Успокоиться, восстановить силы, активизировать внутреннюю энергию.

Саморегуляция:

  • Включение чувства юмора;
  • Самоубеждения (аффирмации) в спокойном состоянии;
  • Сосредоточение внимания на отдельных предметах, чтобы успокоиться;
  • Расслабление мышц;
  • Похвала окружающих.

Профессия педагога входит в группу риска, а потому каждому учителю необходимо владеть методами и приёмами саморегуляции. Это поможет понизить эмоциональное напряжение, включить деятельность, способствует восстановлению сил.

К саморегуляции можно отнести:

  • Успокоение (снижение эмоционального напряжения);
  • Восстановления (уменьшение утомления);
  • Активизации (повышение психическая и физической активности).

Педагогу необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать. Будьте внимательнее к самому себе, и тогда жизнь и профессиональная деятельность будут приносить удовлетворение и радость.

  1. Создание системы работ по повышению значимость педагогической профессии.

Писатель Лев Толстой сказал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».

Исследователи утверждают, что большая ответственность за выгорание педагогов лежит именно на руководстве учебного заведения. Достойные условия труда, профессиональный рост, поддержка и социальная стабильность может смягчить развитие проблемы у педагогов. Для комфортной работы желательно сохранять высокий уровень мотивации у специалистов.

Сюда входят удобные условия работы в течение дня: доступность справочных материалов, техническое оснащение, комфортное помещение. Необходимы перерывы, чтобы восстановить силы.

  1. Эмоциональная помощь.

Это психологическая деятельность в среде педагогов, которая нацелена на развитие умения избегать и разрешать конфликты, находить оптимальные решения, двигаться к поставленной цели. Быть пластичным, пересматривать старые взгляды, которые препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности. Для этого подойдут специальные тренинги и семинары, общение с компетентным психологом.

выгорание стресс педагог психолог

Стресс как шаг к профессиональному выгоранию

Как отмечают многие специалисты, продолжительные стрессовые состояния могут стать тем самым спусковым крючком, который запустит процесс синдрома у специалиста. Всем известно, что стрессовые состояния у педагогов часто возникают по причине межличностных конфликтов в рабочем коллективе. Наиболее опасны незаметные, непроявленные конфликтные ситуации, которые на протяжении длительного времени разрушают рабочую атмосферу в коллективе. Если таких конфликтов много, то нарушается продуктивная деятельность не только у конкретного специалиста, но и всего коллектива образовательного учреждения.

Таким образом можно заключить, что стрессовые ситуации и внутренние конфликты имеют негативное влияние на личную профессиональную деятельность преподавателя и работу всего педагогического коллектива. Кроме того, достаточно часто бывает так, что педагоги переносят этот конфликт на своих учеников, их родителей, а также свое близкое окружение.

В результате боязнь возникновения конфликта и возможных жалоб провоцируют у преподавателя состояние постоянного психического напряжения, а это влечёт за собой истощение эмоциональных ресурсов и является причиной возникновения синдрома профессионального выгорания.

И как уже отмечалось ранее, помочь справиться с подобной проблемой может квалифицированный специалист. Так, 6 июня пройдет семинар «Профилактика стресса и выгорания у педагогов», который проведет Игорь Спивак – кандидат психологических наук, эксперт в области профессиональной коммуникации и управления стрессом, сертифицированный тренер и коуч.

Главной целью семинара является формирование устойчивых навыков сохранения психологического равновесия и эффективной работоспособности в стрессовых ситуациях в условиях возникновения риска синдрома профессионального выгорания.

Участники семинара смогут узнать:

  • Различные стратегии поведения и способы действий в конфликтных ситуациях;
  • Причины агрессивного поведения коллег и собеседников;
  • Основные правила и способы поведения для выхода из конфликта;
  • Правила и методы защиты от эмоциональной и социальной агрессии.

Опытный тренер поможет самостоятельно изучить и ликвидировать личные «точки уязвимости», наработать эффективные алгоритмы и поведения при возникновении межличностных конфликтов.


Не нашли ответ на свой вопрос?

Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по любому вопросу, в любое время суток 24/7:

Запросить консультацию

Возврат к списку