Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
16 декабря
Преподаватель, руководитель испытательной лаборатории (центра), технический эксперт
19 декабря
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА

Проблема профессионального выгорания у педагогов

Проблема профессионального выгорания у педагогов фото

Как известно, недавно Всемирная организация здравоохранения признала синдром профессионального выгорания – заболеванием. И теперь все специалисты могут рассчитывать на квалифицированную помощь от специалистов. В современных реалиях знать, что это за недуг и как с ним бороться должны и педагоги.

Синдром профессионального выгорания: история изучения

Одна из проблем современного мира — профессиональное выгорание сотрудников. Касается она жителей развитых стран.

Исследования вопроса профессионального выгорания начались в 1970 г. В Соединенных Штатах Америки участились жалобы в службы психологической и социальной поддержки на снижение работоспособности сотрудников. Отмечались вспышки агрессии и раздражения на работе.

Фрейденберг, американский психиатр и психолог, ввел новый термин «burnout», что значит «выгорание». Долгое изучение этого феномена психиатрами привело к обнаружению «стресса общения» в особой форме.

До того момента слово «выгорание» употреблялось в разговорном английском языке как наркотическая зависимость. Такая же зависимость появилась среди здоровых людей, специалистов.

Эмоциональное выгорание — особый синдром, развивающийся в процессе работы. Проявляется это состояние не только в эмоциональном, но и в физическом истощениях, избегании людей, с которыми приходится общаться. И самое тяжелое – в отсутствии планов в профессии и крушении надежд.

В последние годы эта проблема вызывает большой интерес, потому что феномен выгорания негативно воздействует и на саму личность, и на окружающих людей.

.....

Какие специальности находятся в зоне риска?

Психиатр Х. Дж. Фрейденберг описал особое расстройство личности у здоровых людей вследствие сверхчастого эмоционального общения в работе с учениками, клиентами, пациентами.

Было собрано достаточно сведений, подтвердивших, что этот синдром чаще всего встречался среди учителей, психологов, врачей, полицейских и социальных работников. Люди этих профессий чаще других проявляли вспыльчивое и неадекватное поведение. Исследования показали, что представители этих профессий также чаще других подвергались психосоматическими расстройствами.

Выгорание стало болезнью социальных профессий, представителям которых приходится много общаться с разными людьми.

Сейчас синдром профессионального выгорания встречается как в среде педагогов и врачей, так и во многих других профессиях.

Современные психологи выделили группы риска людей, склонных к профессиональному выгоранию:

  • Быстрее всех «выгорают» застенчивые личности, интроверты, не любящие иметь контакты с людьми по работе;
  • Сотрудники, вынужденные много взаимодействовать с разными людьми;
  • Специалисты, которые испытывают частые внешние и внутренние конфликты в профессии;
  • Женщины, разрывающиеся между семьей и работой, вынужденные конкурировать с мужчинами;
  • Работники в условиях постоянной нестабильности;
  • Специалисты, которые продолжительное время оказывают помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В 2005 году на Европейской конференции ВОЗ прозвучало, что примерно третья часть работников социономических профессий страдают от профессионального стресса, и чаще всего – педагоги.

Больше половины специалистов системы образования каждый год вынуждены обращаться к психологам за консультациями.

Причины профессионального выгорания в педагогической среде

В современных реалиях педагогическая деятельность наполнена факторами, способствующими активизации негативных психологических состояний:

  • Гиперответственность;
  • Потребность сохранять лицо, невозмутимость;
  • Необходимость работать с большой аудиторией каждый день.

Многие учителя и преподаватели чувствуют постоянную утомляемость, мигрени, отсутствие сна, ухудшение здоровья, неврозы, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, слабый иммунитет. Посмотрите: ощущаете ли вы усталость, депрессивное состояние, нет желания идти на работу, испытываете безразличие?

Разные исследователи утверждают: педагог в большей мере подвержен выгоранию на работе.

От постоянного переутомления педагог не в силах принимать новое, повышать профессиональный уровень.

Не всякий человек сможет выявить у себя признаки профессионального выгорания, так как проявляются они совсем незаметно. И происходит это и на физическом, и на эмоциональном, и на умственном уровне.

Выделяются три этапа развития синдрома профессионального выгорания:

  • Совершение ошибок и сбой привычных каждодневных действий: забывание простейших слов, рабочих моментов, постоянное психологическое напряжение в следствии боязни совершить ошибку, повышенный самоконтроль, маниакальная проверка рабочих процессов и действий, нервно-психическое напряжение;
  • Потеря интереса к профессиональной деятельности, необходимости в общении (избегание даже близких контактов), увеличивающееся безразличие в завершении недели, простудные заболевания, постоянное раздражение;
  • Интерес к работе, семье, жизни полностью потерян, возникает только безразличие, неприязнь к людям, общение вызывает отвращение, постоянный упадок сил.

.....

Симптомы проявления синдрома профессионального выгорания

Вы можете самостоятельно определить проявление признаков профессионального выгорания, если при мыслях о профессиональной деятельности появляются негативные ощущения или головная боль, а общение даже с близкими людьми вызывает неприятные ощущения.

Сейчас исследователям известно около 100 симптомов этого синдрома.

На психосоматическом уровне чаще всего отмечают:

  • Отсутствие сна;
  • Утомляемость;
  • Истощение;
  • Упадок сил;
  • Нарушение пищеварительных процессов.

В то время как на личностном уровне проявляются следующие симптомы:

  • Монотонность профессиональной деятельности;
  • Чувство безнадежности;
  • Тяжелые эмоции (апатичность, цинизм, потеря смысла жизни);
  • Пристрастие к вредным привычкам;
  • Негативные проявления к себе и ученикам;
  • Агрессивное и несдержанное поведение.

Отмечают 3 группы факторов, которые влияют на появление синдрома выгорания:

  • Личностные: замкнутость, совсем низкая или, наоборот, очень высокая эмпатия, жесткое отношение к окружающим, неуважение себя, низкая самооценка.

Исследователи утверждают, что чаще подвергаются «выгоранию», люди, страдающие «трудоголизмом»: посвятившие свою жизнь только рабочим моментам, отдающие все силы без остатка профессиональным вопросам, не отдыхающие, ежедневно работающие на полную мощность, не оставляя время на личные интересы и общение с близкими людьми и семьей.

  • Статусно-ролевые: неудовлетворение ростом в профессиональном и личностном плане; неудовлетворительный социальный статус; стереотипы поведения, которые ограничивают активность творчества, непринятие в коллективе.
  • Корпоративные: нет четкой и плановой организации рабочего времени; однообразие рабочего процесса; вложение в деятельность больших личностных ресурсов при невысоком признании и низкой оценке; строгий регламент рабочего времени и жесткие дедлайны; неблизкие отношения между коллегами, отсутствие поддержки с их стороны; конфликты, сплетни, соперничество; нехватка поддержки со стороны руководства и администрации.

Нужно понимать, самостоятельно ни один из этих факторов не способствует развитию профессионального выгорания у педагогов. Синдром возникает при совокупности всех факторов, не только на профессиональном уровне, но и на личностном.

Способы решения проблемы профессионального выгорания

Зачастую педагоги отрицают свои психологические проблемы. Учитель всегда выглядит сильным. Психологам в учебных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике профессионального выгорания. Профилактика выгорания включает следующую работу:

  1. Помоги себе сам.

Специалист с помощью методов релаксации, саморегуляции может самостоятельно выявить и убрать начальные симптомы проблемы. Успокоиться, восстановить силы, активизировать внутреннюю энергию.

Саморегуляция:

  • Включение чувства юмора;
  • Самоубеждения (аффирмации) в спокойном состоянии;
  • Сосредоточение внимания на отдельных предметах, чтобы успокоиться;
  • Расслабление мышц;
  • Похвала окружающих.

Профессия педагога входит в группу риска, а потому каждому учителю необходимо владеть методами и приёмами саморегуляции. Это поможет понизить эмоциональное напряжение, включить деятельность, способствует восстановлению сил.

К саморегуляции можно отнести:

  • Успокоение (снижение эмоционального напряжения);
  • Восстановления (уменьшение утомления);
  • Активизации (повышение психическая и физической активности).

Педагогу необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать. Будьте внимательнее к самому себе, и тогда жизнь и профессиональная деятельность будут приносить удовлетворение и радость.

  1. Создание системы работ по повышению значимость педагогической профессии.

Писатель Лев Толстой сказал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».

Исследователи утверждают, что большая ответственность за выгорание педагогов лежит именно на руководстве учебного заведения. Достойные условия труда, профессиональный рост, поддержка и социальная стабильность может смягчить развитие проблемы у педагогов. Для комфортной работы желательно сохранять высокий уровень мотивации у специалистов.

Сюда входят удобные условия работы в течение дня: доступность справочных материалов, техническое оснащение, комфортное помещение. Необходимы перерывы, чтобы восстановить силы.

  1. Эмоциональная помощь.

Это психологическая деятельность в среде педагогов, которая нацелена на развитие умения избегать и разрешать конфликты, находить оптимальные решения, двигаться к поставленной цели. Быть пластичным, пересматривать старые взгляды, которые препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности. Для этого подойдут специальные тренинги и семинары, общение с компетентным психологом.

.....

Стресс как шаг к профессиональному выгоранию

Как отмечают многие специалисты, продолжительные стрессовые состояния могут стать тем самым спусковым крючком, который запустит процесс синдрома у специалиста. Всем известно, что стрессовые состояния у педагогов часто возникают по причине межличностных конфликтов в рабочем коллективе. Наиболее опасны незаметные, непроявленные конфликтные ситуации, которые на протяжении длительного времени разрушают рабочую атмосферу в коллективе. Если таких конфликтов много, то нарушается продуктивная деятельность не только у конкретного специалиста, но и всего коллектива образовательного учреждения.

Таким образом можно заключить, что стрессовые ситуации и внутренние конфликты имеют негативное влияние на личную профессиональную деятельность преподавателя и работу всего педагогического коллектива. Кроме того, достаточно часто бывает так, что педагоги переносят этот конфликт на своих учеников, их родителей, а также свое близкое окружение.

В результате боязнь возникновения конфликта и возможных жалоб провоцируют у преподавателя состояние постоянного психического напряжения, а это влечёт за собой истощение эмоциональных ресурсов и является причиной возникновения синдрома профессионального выгорания.

И как уже отмечалось ранее, помочь справиться с подобной проблемой может квалифицированный специалист. Так, 6 июня пройдет семинар «Профилактика стресса и выгорания у педагогов», который проведет Игорь Спивак – кандидат психологических наук, эксперт в области профессиональной коммуникации и управления стрессом, сертифицированный тренер и коуч.

Главной целью семинара является формирование устойчивых навыков сохранения психологического равновесия и эффективной работоспособности в стрессовых ситуациях в условиях возникновения риска синдрома профессионального выгорания.

Участники семинара смогут узнать:

  • Различные стратегии поведения и способы действий в конфликтных ситуациях;
  • Причины агрессивного поведения коллег и собеседников;
  • Основные правила и способы поведения для выхода из конфликта;
  • Правила и методы защиты от эмоциональной и социальной агрессии.

Опытный тренер поможет самостоятельно изучить и ликвидировать личные «точки уязвимости», наработать эффективные алгоритмы и поведения при возникновении межличностных конфликтов.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку