Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
16 декабря
Преподаватель, руководитель испытательной лаборатории (центра), технический эксперт
19 декабря
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА

Почему удержать внимание учащегося онлайн сложно?

Почему удержать внимание учащегося онлайн сложно? фото

Дистанционное обучение отличается от традиционно классно-урочной системы. У преподавателей оно вызывает немало сложностей, и первое, с чем они сталкиваются, – проблема удержания внимания учащихся. Причем это касается как школьников, так и более взрослых студентов.

Особенности контроля при онлайн-обучении

Оценка, которую получит ученик или студент, во многом зависит от того, насколько он внимательно слушал материал, транслируемый педагогом. Контроль результатов обучения – обязательная составляющая процесса, и он должен осуществляться регулярно. Главная цель контроля заключается в установлении уровня освоения знаний, который должен соответствовать стандарту по конкретному предмету или программе.

В настоящее время применяется так называемый трехуровневый контроль:

  1. Уровень представлений. Он определяется проверкой представлений ученика об изучаемом явлении;
  2. Уровень узнавания. В этом случае часто используются четырехальтернативные тесты, в которых ученику предлагается выбрать один правильный вариант решения из четырех;
  3. Уровень воспроизведения предполагает проведение открытых тестов, где есть прямо поставленный вопрос, требующий конкретного ответа.

При онлайн-обучении контролировать все уровни сложнее, чем при классной-урочной системе. Существует риск, что ученик что-то спишет, где-то подсмотрит и т.п. Учителю, плохо владеющему современными дистанционными образовательными технологиями, не просто уследить за всем классом на экране монитора. Отсюда – необъективные оценки.

.....

Как сохранить внимание школьника?

Современные школьники – это дети поколения Z, которые на «ты» с гаджетами и компьютерной техникой. Но и для некоторых из них переход на дистант вызвал массу проблем. Чтобы ученик смог высидеть весь онлайн-урок и не отвлекался, необходимо создать для него определенные условия:

  • Родителям рекомендуется самим разобраться с инструментами дистанционного обучения и научить своих детей тому же. Если ребенок не понимает, как функционирует платформа вебинаров или приложение с задачами, он будет отвлекаться на технические проблемы, после чего ему будет сложно вернуться к теме урока;
  • Учителям стоит сесть на однотонном фоне, чтобы дети не рассматривали, что находится за спиной;
  • Родителям необходимо проследить, чтобы во время урока у ребенка были закрыты приложения, мессенджеры и вкладки браузера, которые не касаются темы урока;
  • Педагог должен комментировать каждое свое действие, особенно те, которые не видны на экране (например, «Я буду переключать слайды» или «Сейчас я попробую решить проблему со звуком»);
  • В начале урока учитель должен представить его план: обозначить тему, основные вопросы, которые будут разбираться, анонсировать задания;
  • Педагогу нужно постоянно собирать обратную связь от учеников: подводить итоги, обсуждать вопросы темы, подводить промежуточные итоги;
  • Чтобы удержать внимание школьника, учитель должен использовать контрасты, к примеру, используя жестикуляцию, делая речь более эмоциональной;
  • Уроки должны быть разнообразными. Стоит «разбавить» занятие видеоматериалами, дидактическими играми, а также сочетать просмотр с монитора с выполнением каких-либо заданий в тетради;
  • В конце каждого занятия полезно сделать гимнастику для глаз или небольшую двигательную разминку.

Как сохранить внимание студента?

Казалось бы, студенты – это уже не школьники, а вполне взрослые люди, и работать с ними легче. Однако и они могут отвлекаться во время онлайн-лекции. За студентом уже не будут следить родители, поэтому удержание внимания ложится только на плечи педагога. Чтобы добиться этого, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  • Уделите больше времени подготовке к лекции и представьте своим студентам интересный и актуальный материал;
  • Включите в занятие показ презентаций, коротких видео по теме;
  • Меняйте вид деятельности, чередуя прослушивание лекции и самостоятельную работу на бумаге;
  • Не бойтесь отступать от плана занятия, если видите, что ваши студенты скучают;
  • Старайтесь приводить примеры из жизни и просите учеников делать то же самое – проще запоминать материал, перенесенный в жизнь;
  • Меняйте темп, громкость, ритм речи;
  • Активно жестикулируйте;
  • Проводите физкультминутки и разные игры.

На онлайн-уроках следует всегда работать с включенной камерой. Это станет примером для студентов, просите их о том же. Перед началом лекции избавьтесь от отвлекающих факторов: поставьте на беззвучный режим, а лучше выключите телефон, попросите родных не заходить в комнату, пока идет занятие. Если видите, что ученики заскучали, переключите их внимание на чат. Не стоит игнорировать этот инструмент: в чат можно отправить ссылку или само задание. Можно просить студентов посылать в чат ответы, вопросы, возникающие по ходу рассказа.

Дистанционное обучение открывает много возможностей как для преподавателей, так и для учеников. Современные компьютерные технологии позволяют сделать много всего интересного. Не бойтесь экспериментировать и использовать на удаленном занятии какие-то свои «фишки»: без сомнения, они заинтересуют слушателей и помогут удержать их внимание надолго.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку