Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
3 июня
Добрынин Александр Артурович

Почему удержать внимание учащегося онлайн сложно?

Внимание при онлайн обучении

Дистанционное обучение отличается от традиционно классно-урочной системы. У преподавателей оно вызывает немало сложностей, и первое, с чем они сталкиваются, – проблема удержания внимания учащихся. Причем это касается как школьников, так и более взрослых студентов.

Особенности контроля при онлайн-обучении

Оценка, которую получит ученик или студент, во многом зависит от того, насколько он внимательно слушал материал, транслируемый педагогом. Контроль результатов обучения – обязательная составляющая процесса, и он должен осуществляться регулярно. Главная цель контроля заключается в установлении уровня освоения знаний, который должен соответствовать стандарту по конкретному предмету или программе.

В настоящее время применяется так называемый трехуровневый контроль:

  1. Уровень представлений. Он определяется проверкой представлений ученика об изучаемом явлении;
  2. Уровень узнавания. В этом случае часто используются четырехальтернативные тесты, в которых ученику предлагается выбрать один правильный вариант решения из четырех;
  3. Уровень воспроизведения предполагает проведение открытых тестов, где есть прямо поставленный вопрос, требующий конкретного ответа.

При онлайн-обучении контролировать все уровни сложнее, чем при классной-урочной системе. Существует риск, что ученик что-то спишет, где-то подсмотрит и т.п. Учителю, плохо владеющему современными дистанционными образовательными технологиями, не просто уследить за всем классом на экране монитора. Отсюда – необъективные оценки.

Особенности контроля при онлайн-обучении изображение

Как сохранить внимание школьника?

Современные школьники – это дети поколения Z, которые на «ты» с гаджетами и компьютерной техникой. Но и для некоторых из них переход на дистант вызвал массу проблем. Чтобы ученик смог высидеть весь онлайн-урок и не отвлекался, необходимо создать для него определенные условия:

  • Родителям рекомендуется самим разобраться с инструментами дистанционного обучения и научить своих детей тому же. Если ребенок не понимает, как функционирует платформа вебинаров или приложение с задачами, он будет отвлекаться на технические проблемы, после чего ему будет сложно вернуться к теме урока;
  • Учителям стоит сесть на однотонном фоне, чтобы дети не рассматривали, что находится за спиной;
  • Родителям необходимо проследить, чтобы во время урока у ребенка были закрыты приложения, мессенджеры и вкладки браузера, которые не касаются темы урока;
  • Педагог должен комментировать каждое свое действие, особенно те, которые не видны на экране (например, «Я буду переключать слайды» или «Сейчас я попробую решить проблему со звуком»);
  • В начале урока учитель должен представить его план: обозначить тему, основные вопросы, которые будут разбираться, анонсировать задания;
  • Педагогу нужно постоянно собирать обратную связь от учеников: подводить итоги, обсуждать вопросы темы, подводить промежуточные итоги;
  • Чтобы удержать внимание школьника, учитель должен использовать контрасты, к примеру, используя жестикуляцию, делая речь более эмоциональной;
  • Уроки должны быть разнообразными. Стоит «разбавить» занятие видеоматериалами, дидактическими играми, а также сочетать просмотр с монитора с выполнением каких-либо заданий в тетради;
  • В конце каждого занятия полезно сделать гимнастику для глаз или небольшую двигательную разминку.

Как сохранить внимание студента?

Казалось бы, студенты – это уже не школьники, а вполне взрослые люди, и работать с ними легче. Однако и они могут отвлекаться во время онлайн-лекции. За студентом уже не будут следить родители, поэтому удержание внимания ложится только на плечи педагога. Чтобы добиться этого, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  • Уделите больше времени подготовке к лекции и представьте своим студентам интересный и актуальный материал;
  • Включите в занятие показ презентаций, коротких видео по теме;
  • Меняйте вид деятельности, чередуя прослушивание лекции и самостоятельную работу на бумаге;
  • Не бойтесь отступать от плана занятия, если видите, что ваши студенты скучают;
  • Старайтесь приводить примеры из жизни и просите учеников делать то же самое – проще запоминать материал, перенесенный в жизнь;
  • Меняйте темп, громкость, ритм речи;
  • Активно жестикулируйте;
  • Проводите физкультминутки и разные игры.

На онлайн-уроках следует всегда работать с включенной камерой. Это станет примером для студентов, просите их о том же. Перед началом лекции избавьтесь от отвлекающих факторов: поставьте на беззвучный режим, а лучше выключите телефон, попросите родных не заходить в комнату, пока идет занятие. Если видите, что ученики заскучали, переключите их внимание на чат. Не стоит игнорировать этот инструмент: в чат можно отправить ссылку или само задание. Можно просить студентов посылать в чат ответы, вопросы, возникающие по ходу рассказа.

Дистанционное обучение открывает много возможностей как для преподавателей, так и для учеников. Современные компьютерные технологии позволяют сделать много всего интересного. Не бойтесь экспериментировать и использовать на удаленном занятии какие-то свои «фишки»: без сомнения, они заинтересуют слушателей и помогут удержать их внимание надолго.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку
Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!