Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
24 марта
Действующий эксперт по аккредитации испытательных лабораторий (Росаккредитация), технический эксперт (Росаккредитация)
23 апреля
Действующий эксперт по аккредитации испытательных лабораторий (Росаккредитация), технический эксперт (Росаккредитация)

Почему дистанционное образование вызывает депрессию у школьников?

Почему дистанционное образование вызывает депрессию у школьников? фото

При переходе на дистанционное обучение в связи эпидемиологической обстановкой часть родителей стала замечать у детей признаки неблагополучного эмоционального состояния. Вроде ребенок дома, учится, выполняет задания, но поведение заметно меняется. Появляется замкнутость, раздражительность, перепады настроения, головная боль.

Данные онлайн опроса специалистов Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России свидетельствуют о наличии у школьников неблагоприятных психологических реакций и признаков депрессии, а также астенических состояний и негативного отношения к ситуации самоизоляции в целом.

Попробуем разобраться в причинах, вызывающих подобные состояния и способах снятия стрессовых проявлений.

Как осуществляется дистанционное обучение в школе

Причинами возникновения депрессивных состояний являются ситуации неопределенности, отмена привычных условий жизни и адаптация к новым, неизвестным. Пандемия стала серьезным психологическим испытанием для всех. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказались дети. 

Современные онлайн технологии легли в основу дистанционного обучения. В период вынужденной изоляции школы организовывали обучение с помощью телекоммуникационных систем. На деле оказалось, что далеко не все преподаватели готовы к такому формату. Многое в новых принципах работы оказалось непонятным.

В подобной ситуации учителю необходимо спокойно оценить свои возможности и начать с самого простого. На первых занятиях сместить акцент с усвоения знаний на налаживание онлайн-общения. Это поможет избежать паники. Большинство детей и родителей отмечают возникновение беспокойства в связи с неумением пользоваться и настраивать каналы связи.

Если отложить в сторону проблемы с Интернетом, то в общем и целом ничего сложного. Дети получают задания через электронный журнал, выполняют их. Просматривают видео уроков, участвуют в видеоконференциях, сдают зачеты, тестовые работы. В чате можно задать интересующие вопросы учителю. Обычная школьная жизнь, только у экрана компьютера. Но получается, что очень большой промежуток времени ребенок проводит у монитора в состоянии постоянного напряжения, что влечет за собой негативные последствия.

Учителю необходимо разгружать однообразный контент, включать познавательные видео, записи лабораторных экспериментов, интересных фактов, онлайн-викторин. Существует  огромное множество методических материалов и образовательных платформ по всем предметам. Динамические паузы также необходимы. Их соблюдение способствует правильному восстановлению работоспособности. В целом, учителю необходимо пересмотреть весь свой многолетний багаж знаний и понять, что требуются просто новые подходы, а не адаптация прежних.

При организации занятий необходимо:

  • Провести онлайн родительское собрание, где четко объяснить порядок проведения уроков. Ответить подробно на все возникающие вопросы.
  • Строго соблюдать время выхода в эфир.
  • Рассылать детям напоминания, чтобы включение производилось в назначенное время, и никто не отвлекал более поздним подключением остальных.
  • Следить за присутствием детей на занятиях, своевременно выяснять с родителями причину отсутствия. Это создает у учеников атмосферу обязательности и дисциплинирует.
  • Освоить способы удержания внимания в режиме онлайн, особенно в младших классах.
  • Творчески подходить к организации образовательного пространства, использовать современные методические инструменты, обязательно применять на практике приемы и методы психологической разгрузки.
  • Домашние задания должны быть максимально понятными, не превышать допустимый объем.

.....

Кому подходит дистанционное обучение

На самом деле, ответ на этот вопрос не так однозначен. Если не брать во внимание состояние здоровья и реальные трудности посещения школы, то далеко не каждому ребенку подходит такой формат.

Привычная школьная обстановка со всеми ее атрибутами, интенсивность общения, свой мир, все это оказывает определенно действие на психическое развитие. Замкнутое пространство квартиры просто наказание для активных детей, которые любят непосредственное общение со сверстниками, постоянно находятся в центре внимания, любят что-то организовывать, вести за собой или просто принимать участие «за компанию». Они резко чувствуют недостаток всего этого и начинают хандрить. Живое общение с учителем для них жизненно необходимо.

Есть дети, которые не особо нуждаются в общении, им достаточно переписки в соцсетях. Они привыкли заниматься образованием в своем темпе. В основном, скучают на уроках и добирают знания в интернете. Предпочитают постоянно пополнять свой кругозор, на некоторые темы им недостаточно ответа учителя. Очень комфортно чувствуют себя в рамках дистанционного обучения, не тратится время на дорогу, утром можно поспать.

Но главный вопрос при рассмотрении плюсов и минусов - это самоорганизация. Любому ребенку, который умеет планировать свое время, поставить цель и достичь ее, не составит труда учиться и в школе и дома. А если ребенок привык жить по команде родителей, учителей, его постоянно заставляют что-то делать и контролируют каждый шаг, то для него непосильно.

В силу возраста эти сложности свойственны ученикам начальной школы. Трудности организации внимания осложняют процесс дистанционного обучения. Большая часть работы ложится опять на плечи родителей. Но если этот процесс начинать с раннего возраста, правильно продумать и организовать, то можно успешно сформировать ту самую самостоятельность.

Как сделать дистанционное обучение комфортным для школьника

Комфорт состоит из понятных и доступных для понимания важных моментов:

  • Взрослым следует не поддаваться панике. Учителю необходимо эффективно организовать процесс, освоить техническую сторону и объяснить родителям и детям основные этапы. Родителям стоит спокойно и без лишних эмоций в сторону школы контролировать процесс.
  • Наладить конструктивное взаимодействие между педагогами и родителями. Своевременно решать все возникающие вопросы и проблемы. Быть взаимно терпимыми. Прежде всего, взрослые демонстрируют детям способы эффективного поведения.
  • Понятная организация учебы и отдыха стабилизирует общий настрой ученика. Продумайте организацию рабочего пространство и предоставьте в пользование необходимую оргтехнику.
  • Активно поддерживайте ребенка, оказывайте посильную помощь, но не берите весь процесс на себя.

Постарайтесь сохранить привычный режим дня, это облегчит процесс адаптации к новым условиям.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку