Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
16 декабря
Преподаватель, руководитель испытательной лаборатории (центра), технический эксперт
19 декабря
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА

Методики профессионального развития молодых педагогов

Методики профессионального развития молодых педагогов фото

Одна из главных задач современной системы образования – создание для молодых педагоговоптимальных условий для адаптации, закрепления в профессии и развития. Такая работа направлена на формирование высокопрофессионального кадрового резерва. Статистика показывает, что только треть выпускников педагогических ВУЗов идут работать по специальности, из чего вытекает необходимость в разработке новых, эффективных методик по их поддержке.

Профессиональное становление

Под профессиональным становлением понимают последовательность временных периодов, на протяжении которых происходит возникновение, формирование профессиональных намерений и полная реализация себя как личности в профессиональной деятельности.

Профессиональное становление проходит несколько стадий:

  1. Самоопределение – выбор формы обучения, учебного заведения, построение плана профессионального пути;
  2. Освоение специальности, получение профессионального образования. На этой стадии у человека отмечаются изменения в самосознании и личностной направленности;
  3. Адаптация – первые шаги в профессии, освоение и усвоение профессиональных норм;
  4. Непосредственное выполнение трудовых обязанностей, овладение функциональной грамотностью;
  5. Стадия мастера, предполагающая появление у педагога новых профессиональных качеств, умений, универсализма, собственного стиля в работе;
  6. Стадия авторитета. Этой фазы достигают высококлассные преподаватели, которые приобретают широкую известность в профессиональных кругах и за их пределами;
  7. Наставничество – стадия, на которой находятся педагоги с большим трудовым опытом, имеющие последователей и готовые передать свои знания, умения и навыки.

.....

Значение профессионального развития

Профессиональное развитие педагога – неотъемлемая часть последипломного образования. Оно рассматривается как качественное преобразование внутреннего мира учителя, результатом которого является новый способ профессиональной деятельности. Если уровень профразвития не соответствует требованиям образовательной системы, возникают сложности и проблемы. Постоянные изменения в социальной среде, общественных установках требуют от педагога быть более гибким и решительным. От того, насколько оперативно он будет реагировать на новшества, зависит качество работы и, следовательно, качество усвоения знаний учащимися.

Профессиональное развитие состоит не только из изучения информации «по теме». Оно включает и развитие определенных личностных качеств, которые помогают повысить эффективность обучающего процесса. К ним можно отнести внимательность, способность слушать и слышать, контактность и коммуникабельность, объективность, требовательность.

Методическое сопровождение молодых педагогов

Методическое сопровождение молодых педагогов предполагает организацию систематического и регулярного взаимодействия с ними, направленное на помощь в выборе решения типовых проблем, которые возникают в профессиональной деятельности.

В основе этого процесса лежат две идеи:

  1. Сопровождение молодого специалиста во время его профессионального становления;
  2. Организация условия для полноценного профессионального развития.

В первом случае работа направлена на создание среду, в которой педагог видит примеры профессиональной компетентности коллег. Здесь он знакомится с учебным заведением, особенностями образовательного процесса, правами и обязанностями его участников. Администрация должна давать начинающему специалисту советы и рекомендации, направлять по нужному пути.

Вторая идея предполагает непосредственное взаимодействие с молодым педагогом – его обучение параллельно с выполнением трудовых функций. Представители администрации и коллеги могут посещать уроки и внеклассные занятия, чтобы проанализировать работу педагога, а затем дать объективные рекомендации по ее улучшению. Такой подход – это своего рода обеспечение индивидуального личностного и профессионального роста молодого учителя.

Первый год работы в школе или ином учебном заведении является самым важным. В этот период необходимо, чтобы специалист поверил в свои силы, и у него сформировалась удовлетворенность – без этого педагог просто разочаруется в профессии. Конечно, многое зависит от него самого, но и коллеги не должны бросать его. Педагогический коллектив должен оказывать поддержку и помощь в организации уроков, построении общения с учениками и их родителями, распределении нагрузки, работе с отчетной документацией. Самому молодому учителю очень полезно посещать занятия, которые проводят «старожилы» учебного заведения, чтобы понять, как строить урок, оценивать уровень усвоения знаний, использовать наглядные пособия.

У многих начинающих учителей возникает вопрос: «Как мне преодолеть трудности?». Да, они будут появляться, и нужно быть готовыми к решению сложных задач. Иногда приходится кардинально менять свои привычки и стереотипы, чтобы соответствовать званию и статусу педагога.


Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку