- Техническая поддержка: +7 (495) 247-58-58
- Учебный портал
Методики профессионального развития молодых педагогов
Одна из главных задач современной системы образования – создание для молодых педагоговоптимальных условий для адаптации, закрепления в профессии и развития. Такая работа направлена на формирование высокопрофессионального кадрового резерва. Статистика показывает, что только треть выпускников педагогических ВУЗов идут работать по специальности, из чего вытекает необходимость в разработке новых, эффективных методик по их поддержке.
Профессиональное становление
Под профессиональным становлением понимают последовательность временных периодов, на протяжении которых происходит возникновение, формирование профессиональных намерений и полная реализация себя как личности в профессиональной деятельности.
Профессиональное становление проходит несколько стадий:
- Самоопределение – выбор формы обучения, учебного заведения, построение плана профессионального пути;
- Освоение специальности, получение профессионального образования. На этой стадии у человека отмечаются изменения в самосознании и личностной направленности;
- Адаптация – первые шаги в профессии, освоение и усвоение профессиональных норм;
- Непосредственное выполнение трудовых обязанностей, овладение функциональной грамотностью;
- Стадия мастера, предполагающая появление у педагога новых профессиональных качеств, умений, универсализма, собственного стиля в работе;
- Стадия авторитета. Этой фазы достигают высококлассные преподаватели, которые приобретают широкую известность в профессиональных кругах и за их пределами;
- Наставничество – стадия, на которой находятся педагоги с большим трудовым опытом, имеющие последователей и готовые передать свои знания, умения и навыки.
.....
Значение профессионального развития
Профессиональное развитие педагога – неотъемлемая часть последипломного образования. Оно рассматривается как качественное преобразование внутреннего мира учителя, результатом которого является новый способ профессиональной деятельности. Если уровень профразвития не соответствует требованиям образовательной системы, возникают сложности и проблемы. Постоянные изменения в социальной среде, общественных установках требуют от педагога быть более гибким и решительным. От того, насколько оперативно он будет реагировать на новшества, зависит качество работы и, следовательно, качество усвоения знаний учащимися.
Профессиональное развитие состоит не только из изучения информации «по теме». Оно включает и развитие определенных личностных качеств, которые помогают повысить эффективность обучающего процесса. К ним можно отнести внимательность, способность слушать и слышать, контактность и коммуникабельность, объективность, требовательность.
Методическое сопровождение молодых педагогов
Методическое сопровождение молодых педагогов предполагает организацию систематического и регулярного взаимодействия с ними, направленное на помощь в выборе решения типовых проблем, которые возникают в профессиональной деятельности.
В основе этого процесса лежат две идеи:
- Сопровождение молодого специалиста во время его профессионального становления;
- Организация условия для полноценного профессионального развития.
В первом случае работа направлена на создание среду, в которой педагог видит примеры профессиональной компетентности коллег. Здесь он знакомится с учебным заведением, особенностями образовательного процесса, правами и обязанностями его участников. Администрация должна давать начинающему специалисту советы и рекомендации, направлять по нужному пути.
Вторая идея предполагает непосредственное взаимодействие с молодым педагогом – его обучение параллельно с выполнением трудовых функций. Представители администрации и коллеги могут посещать уроки и внеклассные занятия, чтобы проанализировать работу педагога, а затем дать объективные рекомендации по ее улучшению. Такой подход – это своего рода обеспечение индивидуального личностного и профессионального роста молодого учителя.
Первый год работы в школе или ином учебном заведении является самым важным. В этот период необходимо, чтобы специалист поверил в свои силы, и у него сформировалась удовлетворенность – без этого педагог просто разочаруется в профессии. Конечно, многое зависит от него самого, но и коллеги не должны бросать его. Педагогический коллектив должен оказывать поддержку и помощь в организации уроков, построении общения с учениками и их родителями, распределении нагрузки, работе с отчетной документацией. Самому молодому учителю очень полезно посещать занятия, которые проводят «старожилы» учебного заведения, чтобы понять, как строить урок, оценивать уровень усвоения знаний, использовать наглядные пособия.
У многих начинающих учителей возникает вопрос: «Как мне преодолеть трудности?». Да, они будут появляться, и нужно быть готовыми к решению сложных задач. Иногда приходится кардинально менять свои привычки и стереотипы, чтобы соответствовать званию и статусу педагога.
Популярные статьи в категории:
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам
— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности