Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Новые принципы обучения

Современные принципы обучения

Принципы обучения – это положения, согласно которым происходит организация учебного процесса. Они ориентированы на грамотное построение, управление и оптимизацию образовательной деятельности.

Находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом и основанные на многолетнем преподавательском опыте, принципы обучения малоэффективны при обособленном применении, поэтому целесообразно использовать их в комплексе.

Так как обучение является двуединым процессом, соблюдение его основных принципов в немалой степени помогает поддерживать, а также развивать взаимодействие преподавателя с одной стороны и учащихся с другой.

Система принципов обучения

Дидактические принципы принято разделять на две группы: классические, сформулированные еще в XVII веке знаменитым наставников В.Я. Коминским и дополненные К.Д. Ушинским, и современные.

Традиционные принципы обучения и воспитания детей включают в себя следующие положения:

  • Правило объективности и научности.

Требует от педагога доносить до учащихся исключительно проверенные и научно доказанные факты, отражающие актуальное состояние современной науки и раскрывающие суть новейших достижений технического прогресса.

Образовательные программы также должны меняться в соответствии со скоростью развития окружающего мира.

  • Правило связи теории с практикой.

Согласно этому положению, эффективность образовательного процесса и предлагаемых к изучению предметов зависит от их применимости в реальной жизни.

Данный принцип гласит, что чем больше получаемых учениками знаний можно успешно использовать на практике, тем выше вовлеченность и интерес к обучению.

  • Правило систематичности, последовательности.

Заключается в схеме «от простого к сложному», которая означает, что все материалы должны быть поданы в логической последовательности с соблюдением принципа преемственности.

Данное положение обязывает педагогов строить образовательный процесс на основании четких разделов, модулей, программ и учебных планов.

  • Правило активности учащихся.

Основано на том, что полнота восприятия материалов в значительной степени зависит от активности обучающихся, их понимания и заинтересованности в освоении программы. Дети должны быть мотивированы на учебный процесс.

Считается, что знания, приобретенные осмысленно, без зубрежки, хранятся в памяти дольше, а также развивают способность к самоанализу и формируют устойчивый интерес к последующим занятиям.

правило доступности: программа корректируется под особенности учащегося

  • Правило доступности.

Строится на принятии и корректировке программы под индивидуальные особенности (характер, интересы, темперамент, склонности и т.д.) каждого учащегося. Предполагается также принятие во внимание уже накопленного опыта и знаний.

Материал не должен усваиваться учащимися слишком легко, равно как и не должен вызывать непосильных трудностей.

  • Правило наглядности.

Оно же «золотое правило», предполагающее улучшение восприятия информации путем привлечения к образовательному процессу органов чувств. Лучше всего действуют зрительные приемы: использование схем, диаграмм, таблиц, графиков, иллюстраций, а также созерцание реальных картин вне стен учебного заведения.

В рамках этого принципа необходимо предлагать учащимся слушать все, что можно услышать, вдыхать все, что можно учуять носом и трогать все, к чему можно прикоснуться.

  • Правило прогрессивности и прочности усвоения знаний.

Предполагает закрепление в памяти полученных знаний за счет активности учащегося, многократного повторения материала и всяческих проверок усвоения новой информации.

Педагогические принципы обучения должны использоваться совокупно, так как исключение хотя бы одного из вышеописанных принципов может нарушить логическую цепочку и снизить эффективность образовательного процесса.

Новые принципы обучения

Несмотря на то, что актуальность традиционных положений с каждым годом только растет, стремительное развитие всех отраслей науки, техники, социальных институтов, творческих направлений и так далее заставляет меняться и образовательный процесс. Основные принципы обучения дополняются свежими, идущими в ногу со временем идеями.

Новые образовательные положения можно сформулировать таким образом:

  • Упор на развивающее и воспитывающее индивидуальность обучение;
  • Осознанность и самостоятельная активность учащихся под контролем преподавателя;
  • Опережающее обучение;
  • Наглядность и развитие творческих способностей;
  • Тесная взаимосвязь обучения и последующей практической деятельности;
  • Создание положительной атмосферы в процессе получения знаний;
  • Интегративность (междисциплинарная связь), инновационность и технологизация (компьютеризация) обучения;
  • Коллективность освоения материала параллельно с упором на персональные способности учащегося;
  • Развитие через обучение на максимально трудном, но доступном для каждого отдельного ученика уровне.

Если обобщить все вышеописанные положения, то суть принципов обучения, актуальных сегодня, сводится к созданию позитивной атмосферы, мотивирующей учащегося к самостоятельной активности.

Принцип развивающего обучения

Одна из важнейших идей современного образовательного процесса заключается в том, что ребенка не нужно заставлять учиться, его необходимо заинтересовать и подтолкнуть к самостоятельному поиску ответов и связей между предложенными к рассмотрению фактами.

Используя в процессе обучения свои креативные способности, учащийся не просто познает новое, а формирует собственный опыт, который впоследствии помогает полностью раскрыть потенциал личности. На этом принципе строится положение о творческом характере развития.

На будущую профориентацию учащегося влияет соблюдение принципа амплификации детского развития, заключающегося в предоставлении ребенку возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности, чтобы определить, а впоследствии и выделить те, которые ему наиболее интересны.

принципы инклюзивного образования

Принципы инклюзивного обучения

Инклюзия, что в переводе означает «вовлеченность», представляет собой образовательное положение, предполагающее совместное обучение обычных детей и их сверстников с особенностями здоровья или развития.

Эффективная инклюзия возможна только при соблюдении и признании определенных правил, которые называют принципами инклюзивного обучения:

  • Все люди вне зависимости от одаренности и способностей равны;
  • Думающий и чувствующий человек уже есть самодостаточная личность, достойная уважения;
  • Каждый человек имеет право на общение;
  • Знания лучше усваиваются в среде, приближенной к реальной жизни;
  • Все люди должны находиться в обществе, так как каждая личность нуждается в поддержке, предоставляемой другом;
  • Дети с особенностями, подобно обычным сверстникам, должны обучаться на грани своих возможностей, преодолевая сложные, но посильные препятствия;
  • Разнообразие полезно для всех членов социума.

Смысл инклюзивного обучения заключается в том, чтобы ни в коем случае не ограждать особенных детей от общества. Будучи свободными личностями со своими правами, малыши с задержками развития имеют право находиться в коллективе обычных сверстников. Такая атмосфера учит их адаптироваться к условиям реального мира, а не «тепличной» жизни в интернате, где все приспособлено под их комфорт.

Инклюзивное образование в равной мере полезно и для обычных детей, которые посредством общения с особенными одноклассниками постигают сострадание и учатся принимать тех, кто отличается от них.

Индивидуальный принцип обучения

Индивидуальное образование строится на принятии во внимание персональных психологических и возрастных особенностей каждого учащегося. Формы и методы работы с отдельно взятым ребенком должны определяться его индивидуальными чертами характера.

Таким образом, можно сделать несколько выводов. Во-первых, педагогическим работникам необходимо регулярно повышать уровень своих компетенций и изучать новые принципы обучения, на которые ориентируется общество. А успешно совмещать практическую и образовательную деятельности возможно в рамках дополнительного профессионального образования с применением дистанционных технологий. Как например, в Современной научно-технологической академии, где представлены курсы повышения квалификации, а также профессиональной переподготовки для педагогов, психологов, воспитателей, библиотекарей.

педагоги должны регулярно повышать свой профессиональный уровень

Во-вторых, принцип индивидуального обучения активно применяется и в самой Академии. Образовательный процесс построен таким образом, чтобы слушатель имел возможность не только самостоятельно определять темп своего обучения, но и при возникновении необходимости влиять на собственный учебный план, увеличивая количество часов или добавляя интересующие темы.


Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Возврат к списку
Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
Обучение этой осенью позволит отсрочить аккредитацию до 2025 года