Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
25 февраля
Истомин Владимир Владимирович
4 марта
Добрынин Александр Артурович
12 марта
Истомин Владимир Владимирович

Новые принципы обучения

Новые принципы обучения фото

Принципы обучения – это положения, согласно которым происходит организация учебного процесса. Они ориентированы на грамотное построение, управление и оптимизацию образовательной деятельности.

Находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом и основанные на многолетнем преподавательском опыте, принципы обучения малоэффективны при обособленном применении, поэтому целесообразно использовать их в комплексе.

Так как обучение является двуединым процессом, соблюдение его основных принципов в немалой степени помогает поддерживать, а также развивать взаимодействие преподавателя с одной стороны и учащихся с другой.

Система принципов обучения

Дидактические принципы принято разделять на две группы: классические, сформулированные еще в XVII веке знаменитым наставников В.Я. Коминским и дополненные К.Д. Ушинским, и современные.

Традиционные принципы обучения и воспитания детей включают в себя следующие положения:

  • Правило объективности и научности.

Требует от педагога доносить до учащихся исключительно проверенные и научно доказанные факты, отражающие актуальное состояние современной науки и раскрывающие суть новейших достижений технического прогресса.

Образовательные программы также должны меняться в соответствии со скоростью развития окружающего мира.

  • Правило связи теории с практикой.

Согласно этому положению, эффективность образовательного процесса и предлагаемых к изучению предметов зависит от их применимости в реальной жизни.

Данный принцип гласит, что чем больше получаемых учениками знаний можно успешно использовать на практике, тем выше вовлеченность и интерес к обучению.

  • Правило систематичности, последовательности.

Заключается в схеме «от простого к сложному», которая означает, что все материалы должны быть поданы в логической последовательности с соблюдением принципа преемственности.

Данное положение обязывает педагогов строить образовательный процесс на основании четких разделов, модулей, программ и учебных планов.

  • Правило активности учащихся.

Основано на том, что полнота восприятия материалов в значительной степени зависит от активности обучающихся, их понимания и заинтересованности в освоении программы. Дети должны быть мотивированы на учебный процесс.

Считается, что знания, приобретенные осмысленно, без зубрежки, хранятся в памяти дольше, а также развивают способность к самоанализу и формируют устойчивый интерес к последующим занятиям.

.....

  • Правило доступности.

Строится на принятии и корректировке программы под индивидуальные особенности (характер, интересы, темперамент, склонности и т.д.) каждого учащегося. Предполагается также принятие во внимание уже накопленного опыта и знаний.

Материал не должен усваиваться учащимися слишком легко, равно как и не должен вызывать непосильных трудностей.

  • Правило наглядности.

Оно же «золотое правило», предполагающее улучшение восприятия информации путем привлечения к образовательному процессу органов чувств. Лучше всего действуют зрительные приемы: использование схем, диаграмм, таблиц, графиков, иллюстраций, а также созерцание реальных картин вне стен учебного заведения.

В рамках этого принципа необходимо предлагать учащимся слушать все, что можно услышать, вдыхать все, что можно учуять носом и трогать все, к чему можно прикоснуться.

  • Правило прогрессивности и прочности усвоения знаний.

Предполагает закрепление в памяти полученных знаний за счет активности учащегося, многократного повторения материала и всяческих проверок усвоения новой информации.

Педагогические принципы обучения должны использоваться совокупно, так как исключение хотя бы одного из вышеописанных принципов может нарушить логическую цепочку и снизить эффективность образовательного процесса.

Новые принципы обучения

Несмотря на то, что актуальность традиционных положений с каждым годом только растет, стремительное развитие всех отраслей науки, техники, социальных институтов, творческих направлений и так далее заставляет меняться и образовательный процесс. Основные принципы обучения дополняются свежими, идущими в ногу со временем идеями.

Новые образовательные положения можно сформулировать таким образом:

  • Упор на развивающее и воспитывающее индивидуальность обучение;
  • Осознанность и самостоятельная активность учащихся под контролем преподавателя;
  • Опережающее обучение;
  • Наглядность и развитие творческих способностей;
  • Тесная взаимосвязь обучения и последующей практической деятельности;
  • Создание положительной атмосферы в процессе получения знаний;
  • Интегративность (междисциплинарная связь), инновационность и технологизация (компьютеризация) обучения;
  • Коллективность освоения материала параллельно с упором на персональные способности учащегося;
  • Развитие через обучение на максимально трудном, но доступном для каждого отдельного ученика уровне.

Если обобщить все вышеописанные положения, то суть принципов обучения, актуальных сегодня, сводится к созданию позитивной атмосферы, мотивирующей учащегося к самостоятельной активности.

Принцип развивающего обучения

Одна из важнейших идей современного образовательного процесса заключается в том, что ребенка не нужно заставлять учиться, его необходимо заинтересовать и подтолкнуть к самостоятельному поиску ответов и связей между предложенными к рассмотрению фактами.

Используя в процессе обучения свои креативные способности, учащийся не просто познает новое, а формирует собственный опыт, который впоследствии помогает полностью раскрыть потенциал личности. На этом принципе строится положение о творческом характере развития.

На будущую профориентацию учащегося влияет соблюдение принципа амплификации детского развития, заключающегося в предоставлении ребенку возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности, чтобы определить, а впоследствии и выделить те, которые ему наиболее интересны.

.....

Принципы инклюзивного обучения

Инклюзия, что в переводе означает «вовлеченность», представляет собой образовательное положение, предполагающее совместное обучение обычных детей и их сверстников с особенностями здоровья или развития.

Эффективная инклюзия возможна только при соблюдении и признании определенных правил, которые называют принципами инклюзивного обучения:

  • Все люди вне зависимости от одаренности и способностей равны;
  • Думающий и чувствующий человек уже есть самодостаточная личность, достойная уважения;
  • Каждый человек имеет право на общение;
  • Знания лучше усваиваются в среде, приближенной к реальной жизни;
  • Все люди должны находиться в обществе, так как каждая личность нуждается в поддержке, предоставляемой другом;
  • Дети с особенностями, подобно обычным сверстникам, должны обучаться на грани своих возможностей, преодолевая сложные, но посильные препятствия;
  • Разнообразие полезно для всех членов социума.

Смысл инклюзивного обучения заключается в том, чтобы ни в коем случае не ограждать особенных детей от общества. Будучи свободными личностями со своими правами, малыши с задержками развития имеют право находиться в коллективе обычных сверстников. Такая атмосфера учит их адаптироваться к условиям реального мира, а не «тепличной» жизни в интернате, где все приспособлено под их комфорт.

Инклюзивное образование в равной мере полезно и для обычных детей, которые посредством общения с особенными одноклассниками постигают сострадание и учатся принимать тех, кто отличается от них.

Индивидуальный принцип обучения

Индивидуальное образование строится на принятии во внимание персональных психологических и возрастных особенностей каждого учащегося. Формы и методы работы с отдельно взятым ребенком должны определяться его индивидуальными чертами характера.

Таким образом, можно сделать несколько выводов:

Во-первых, педагогическим работникам необходимо регулярно повышать уровень своих компетенций и изучать новые принципы обучения, на которые ориентируется общество. А успешно совмещать практическую и образовательную деятельности возможно в рамках дополнительного профессионального образования с применением дистанционных технологий. Как например, в Современной научно-технологической академии, где представлены курсы повышения квалификации, а также профессиональной переподготовки для педагогов, психологов, воспитателей, библиотекарей.

Во-вторых, принцип индивидуального обучения активно применяется и в самой Академии. Образовательный процесс построен таким образом, чтобы слушатель имел возможность не только самостоятельно определять темп своего обучения, но и при возникновении необходимости влиять на собственный учебный план, увеличивая количество часов или добавляя интересующие темы.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос нашему менеджеру!

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку