Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
3 июня
Добрынин Александр Артурович

Когда появился первый университет?

Когда появился первый университет? фото

Современное обучение в университете значительно отличается от получения знаний в Средневековье. Первые высшие школы представляли собой объединение по языковому или религиозному признаку преподавателей и студентов, желающих изучать и приумножать единое христианское знание. В этой статье рассмотрим, где и когда возникли первые университеты, их отличия и принципы функционирования.

В каком веке и где появились первые университеты?

Как считают исследователи, история развития первых университетов берет начало с XII века на территории Западной Европы. Ведь в этот период активно развивались крупнейшие города, и поэтому взросла потребность к правовым, религиозным и схоластическим знаниям. Однако существуют мнения, что все же прообраз университета возник ранее, в середине девятого века – это Константинопольский университет, в котором студенты могли изучать следующие предметы:

  • риторику;
  • философию;
  • медицину;
  • юриспруденцию;
  • арифметику;
  • грамматику;
  • музыку.

Двери учебного заведения были открыты до 1453 года. На момент его закрытия в Западной Европе уже функционировало много университетов, в некоторых из которых можно учиться и в наше время.

Высшей «всеобщей школе» в Европе выдавалась папская булла для подтверждения статуса образовательного учреждения. Тем самым верховный понтифик признавал законное существование университета, который не поддавался контролю со стороны церкви или светской власти. После получения автономии учебное заведение имело право на организацию собственного суда, присваивание ученых степеней, которые были признаны в других университетах, а также освобождение студентов от службы в армии. Теперь сотрудники, преподаватели и студенты независимой организации были в подчинении у выбранного ректора или декана, а не у местной власти.

Особенности первых университетов в Европе

В то время учебный процесс разбивался не на знакомые нам семестры, а на 2 неравноценные части. Первая часть – более длинная, начиналась с октября месяца, а завершалась в период Пасхи, а вторая уже продолжалась до июня. Студенты получали знания на лекциях, во время дискуссий уже демонстрировали свой интеллектуальный багаж.

Однако многие первые университеты в Европе имели собственную специфику организации, преподавания, которые представлены в таблице ниже.

Год основания

Название университета

Особенности

1088

Болонский

Основан в Италии городе Болонья под покровительством Ирнерия, который публично вел лекции, касающихся законов Юстиниана. Школа права не имела собственное помещение, поэтому профессора преподавали зачастую на городских площадках. Университет отличался тем, что состоял из объединения студентов, которые самостоятельно избирали себе преподавателей, ректора. Упор учебного заведения был на изучении юриспруденции – римского права.

1096 (1167)

Оксфордский

Основан в Англии городе Оксфорд английским духовенством. Также существует точка зрения, что из-за запрета Генриха II поступать английским ученикам в Парижский университет, им пришлось жить в Оксфорде и посещать лекции Джеральда Уэльского. При поступлении и на выпускном студенту необходимо было произнести клятву на латыни.

1208

Парижский

Основан во Франции городе Париж для подготовки богословов. В состав университета входили несколько церковных школ. Позднее священником Сорбонна была выдвинута просьба – создать колледж для бедных (безграмотных), на что он получил положительный ответ. Спустя время именно этот колледж стал богословным факультетом, а университет назвали в честь монаха.

Студенческая жизнь в первых университетах

Для поиска лучших лекторов и профессоров молодые люди переезжали из города в город, а иногда приходилось перебираться в соседнюю страну. Незнание языков не стало для них барьером, ведь все обучение проводилось на латыни.

Организация университетов особо ничем не отличалась от сегодняшних учебных заведений. Возглавлял «альма-матер» ректор, а различные факультеты – деканы. После освоения курсов студенту присуждали степень бакалавра, затем магистра, и он мог начинать преподавать. Однако только после изучения курса философии они могли продолжить получать знания на «высшем» факультете – специализированном на:

  • медицине;
  • праве;
  • теологии.

В утреннее расписание студентов входило прослушивание лекций, а вечером – повтор изученных тем. Для закрепления знаний и развития навыка вступать в спор, чтобы отстаивать собственное мнение, ежедневно устраивались диспуты.

Помимо получения знаний, студентам того времени удавалось посещать торжественные церемонии и различные мероприятия. Обычно они группировались согласно территориальной принадлежности и могли даже вместе проживать.

После окончания университета выпускникам пророчили блестящую карьеру. Уже образованные люди шли не только в преподавание, но и занимали должности прокурора, нотариуса, писца, судьи, адвоката.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку
Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!