- Техническая поддержка: +7 (495) 247-58-58
- Учебный портал
Трудности адаптации первоклассников к школе
Школа, первый класс, первые уроки, знакомство с одноклассниками, с первой учительницей, – волнительный, сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Родителям и детям приходится менять свою привычную жизнь. С началом школьного обучения весь уклад меняется – ребенок приспосабливается к новой жизни, в которой главную роль занимает школа.
Первое сентября – начало школьной жизни, для многих это праздник, а для первоклассника – приспособление к новым условиям, к другому режиму. В этот период ребенок вынужден мобилизовать все свои физические, социально-психологические и интеллектуальные силы, так как школа «сильно нагружает» во всех отношениях.
.....
Адаптация к школьной среде у каждого ребенка проходит по-разному – кто-то привыкает быстро и безболезненно, кому-то понадобится много сил и длительное время, чтобы свыкнуться с новой ролью. На процесс адаптации влияют многие факторы:
- Характер ребенка, его психологические особенности – общительные дети, умеющие слушать и слышать, быстро приспосабливаются к новым условиям.
- Функциональная готовность к школьному обучению – дети, которые пошли в первый класс в 6 – летнем возрасте, в большинстве случаев, успевают в обучении, но адаптация у них длится дольше и сложнее. Это связано с тем, что такой ребенок тратит на обучение, на успехи в школе все свои силы – это приводит к нервному напряжению и негативно сказывается на его здоровье.
- Состояние здоровья будущего первоклассника – все дети перед поступлением в школу проходят медицинскую комиссию, на основании которой выделяют группу риска.
- Посещение дошкольников детского сада – без трудностей и проблем адаптируются дети, посещавшие дошкольное учреждение. Такие дети знают, что такое режим, занятия, коллективная работа, умеют общаться со сверстниками, слушают воспитателя.
- Микроклимат в классе и школе и стиль общения первого учителя – в школьном коллективе доброжелательная атмосфера благоприятно сказывается на процессе адаптации первоклассников к режиму, к сверстникам, к новой среде. Учитель должен вести за собой класс, подавать пример, но, с другой стороны, дисциплина в классе должна быть.
.....
Адаптационный период у каждого длится по-разному – одни привыкают к школьной жизни за две недели, а у кого-то этот процесс может затянуться на весь учебный год. В первое время обучения дети быстро устают, плохо спят (это связано с тревожностью и страхом, что в классе ребенка не примут или у него что-то не получится на уроке), могут раздражаться по мелочам, капризничать, плохо кушать и многое другое. В психологическом плане родители могут наблюдать агрессию, нежелание заниматься, отрицательное отношение к одноклассникам и учителю. Самое важное в период привыкания к школьному режиму – это поддержка родителей и учителя.
Психологи на основе анализа и наблюдений выделяют три группы детей по продолжительности адаптационного периода и степени ее выраженности:
Группа |
Продолжительность адаптации |
Степень выраженности |
1. |
Две-три недели |
Активно включается в учебный процесс, быстро вливается в школьный коллектив, трудности возникают только с режимом. |
2. |
Около двух месяцев |
Ребенок доброжелателен, активен и общителен. Иногда возникают трудности дома – невнимателен, снижение аппетита или головные боли; в классе – трудности в общении, не желание уступать, обиды. Все это связано с приспособлением к новой роли – роли школьника. |
3. |
Около полугода |
Такие дети на уроках часто отвлекаются, играют и мешают другим ученика, могут драться или наоборот замкнуться, не слушают учителя, не обращают внимания на его замечания. |
4. |
До года |
Такие дети дома раздражительны, не слушают ни родителей, ни учителя, постоянно задираются, не успевают на уроках, часто болеют |
Родителей больше всего интересует вопрос: «Когда и по каким признакам можно судить, что адаптационный период закончен?»
.....
Рано или поздно ребенок привыкает к новой роли, новому статусу, приспосабливается к режиму, к новым обязанностям. Можно выделить основные признаки того, что адаптация прошла успешно – домашнее задание выполняется вовремя, ребенок стремится в школу, отвечает на вопросы учителя, нет конфликтов в классе.
Другие статьи на тему педагогики и образования:
- Студенты могут начать вести школьные кружки
- Почему педагогу необходимо использовать проблемный подход в обучении
- Аттестация учителей в 2019 году
Популярные статьи в категории:
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам
— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности