Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
16 декабря
Преподаватель, руководитель испытательной лаборатории (центра), технический эксперт
19 декабря
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА

Трудности адаптации первоклассников к школе

Трудности адаптации первоклассников к школе фото

Школа, первый класс, первые уроки, знакомство с одноклассниками, с первой учительницей, – волнительный, сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Родителям и детям приходится менять свою привычную жизнь. С началом школьного обучения весь уклад меняется – ребенок приспосабливается к новой жизни, в которой главную роль занимает школа.

Первое сентября – начало школьной жизни, для многих это праздник, а для первоклассника – приспособление к новым условиям, к другому режиму. В этот период ребенок вынужден мобилизовать все свои физические, социально-психологические и интеллектуальные силы, так как школа «сильно нагружает» во всех отношениях.

.....


Адаптация к школьной среде у каждого ребенка проходит по-разному – кто-то привыкает быстро и безболезненно, кому-то понадобится много сил и длительное время, чтобы свыкнуться с новой ролью. На процесс адаптации влияют многие факторы:

  • Характер ребенка, его психологические особенности – общительные дети, умеющие слушать и слышать, быстро приспосабливаются к новым условиям.
  • Функциональная готовность к школьному обучению – дети, которые пошли в первый класс в 6 – летнем возрасте, в большинстве случаев, успевают в обучении, но адаптация у них длится дольше и сложнее. Это связано с тем, что такой ребенок тратит на обучение, на успехи в школе все свои силы – это приводит к нервному напряжению и негативно сказывается на его здоровье.
  • Состояние здоровья будущего первоклассника – все дети перед поступлением в школу проходят медицинскую комиссию, на основании которой выделяют группу риска.
  • Посещение дошкольников детского сада – без трудностей и проблем адаптируются дети, посещавшие дошкольное учреждение. Такие дети знают, что такое режим, занятия, коллективная работа, умеют общаться со сверстниками, слушают воспитателя.
  • Микроклимат в классе и школе и стиль общения первого учителя – в школьном коллективе доброжелательная атмосфера благоприятно сказывается на процессе адаптации первоклассников к режиму, к сверстникам, к новой среде. Учитель должен вести за собой класс, подавать пример, но, с другой стороны, дисциплина в классе должна быть.

.....


Адаптационный период у каждого длится по-разному – одни привыкают к школьной жизни за две недели, а у кого-то этот процесс может затянуться на весь учебный год. В первое время обучения дети быстро устают, плохо спят (это связано с тревожностью и страхом, что в классе ребенка не примут или у него что-то не получится на уроке), могут раздражаться по мелочам, капризничать, плохо кушать и многое другое. В психологическом плане родители могут наблюдать агрессию, нежелание заниматься, отрицательное отношение к одноклассникам и учителю. Самое важное в период привыкания к школьному режиму – это поддержка родителей и учителя.

Психологи на основе анализа и наблюдений выделяют три группы детей по продолжительности адаптационного периода и степени ее выраженности:

Группа

Продолжительность адаптации

Степень выраженности

1.

Две-три недели

Активно включается в учебный процесс, быстро вливается в школьный коллектив, трудности возникают только с режимом.

2.

Около двух месяцев

Ребенок доброжелателен, активен и общителен. Иногда возникают трудности дома – невнимателен, снижение аппетита или головные боли; в классе – трудности в общении, не желание уступать, обиды. Все это связано с приспособлением к новой роли – роли школьника.

3.

Около полугода

Такие дети на уроках часто отвлекаются, играют и мешают другим ученика, могут драться или наоборот замкнуться, не слушают учителя, не обращают внимания на его замечания.

4.

До года

Такие дети дома раздражительны, не слушают ни родителей, ни учителя, постоянно задираются, не успевают на уроках, часто болеют

Родителей больше всего интересует вопрос: «Когда и по каким признакам можно судить, что адаптационный период закончен?»

.....

Рано или поздно ребенок привыкает к новой роли, новому статусу, приспосабливается к режиму, к новым обязанностям. Можно выделить основные признаки того, что адаптация прошла успешно – домашнее задание выполняется вовремя, ребенок стремится в школу, отвечает на вопросы учителя, нет конфликтов в классе.

Другие статьи на тему педагогики и образования:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку