
- Техническая поддержка: +7 (495) 247-58-58
- Учебный портал
Требования к образованию сотрудников лаборатории

Квалифицированный персонал – залог успешной аккредитации лаборатории. Знания сотрудников гарантируют точность результатов, что необходимо для доверия и соответствия стандартам.
Какое образование должно быть у персонала лаборатории?
В российских лабораториях могут работать специалисты с высшим, средним профессиональным или дополнительным образованием. Главное условие – соответствие знаний сфере аккредитации лаборатории. Это подтверждается анализом дисциплин в дипломе и их связью с деятельностью лаборатории. Документ должен отражать знания, необходимые для качественного выполнения лабораторных исследований.
Если образование непрофильное, то сотруднику потребуется дополнительная переподготовка.
Документы, регулирующие требования к образованию
Образование сотрудников лаборатории регламентируется рядом нормативных документов.
- Приказ Минэкономразвития России №707 от 26.10.2020. Он определяет критерии аккредитации испытательных лабораторий. В подпункте 24.1 указаны требования к образованию, опыту и навыкам работников испытательных лабораторий.
- ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (пункт 6.2.2) обязывает лаборатории документировать требования к компетентности персонала, включая образовательный уровень и квалификацию, для каждой функции, влияющей на результаты исследований.
- Единый квалификационный справочник (Приказ Минздравсоцразвития России №541н от 23.07.2010) содержит квалификационные характеристики специалистов здравоохранения.
- Приказ Минобрнауки №513 от 02.07.2013 утверждает перечень профессий, по которым проводится профессиональное обучение, в том числе лаборантов разных специализаций.
Знание и соблюдение требований закона критически важно для соответствия нормативным требованиям и гарантии качества работы лаборатории.
Может ли в лаборатории работать специалист без профильного образования?
В лаборатории может трудиться специалист без профильного образования. Но, его роль будет ограничена. Такие сотрудники выступают в роли ассистентов, но не несут ответственности за результаты исследований.
Ими могут быть:
- Стажёры — как правило, студенты старших курсов.
- Сотрудники, выполняющие вспомогательные работы, не требующие специальной квалификации. Например, подготовка образцов, мойка лабораторной посуды, поддержание чистоты на рабочем месте, ведение архива и другие подобные задачи.
Требования к ключевым должностям
Для ведущих должностей в лаборатории предъявляются определенные требования к образованию, позволяющие обеспечить качество и надежность исследований.
- Заведующему отделом требуется ученая степень (доктор или кандидат наук) и опыт научной работы от 5 лет. В виде исключения, на срок до 3 лет, на должность заведующего иногда назначают высококвалифицированных специалистов без ученой степени, но обладающих необходимым опытом работы.
- Главный научный сотрудник должен иметь высшее образование и 10 лет опыта, либо ученую степень.
- Для научных сотрудников требуются высшее образование и 5 лет опыта, либо ученая степень.
- Младшему научному сотруднику нужно высшее образование и 3 года опыта, либо ученая степень, окончание аспирантуры или стажировка.
- Инженеру-исследователю необходимо высшее образование, в исключительных случаях — среднее специальное.
- Требования к лаборантам химического анализа и техникам-лаборантам зависят от квалификационного разряда. Для выполнения сложных задач требуется наличие у сотрудника 5, 6 или 7 разряда. Их возможно получить на базе среднего профессионального образования.
- Техник-лаборант должен иметь профильное среднее профессиональное образование или непрофильное высшее, но при наличии дополнительных курсов в сфере управления качеством.
Соблюдение требований необходимо для соответствия стандартам, поддержания качества работы и правильного распределения обязанностей.
Повышение квалификации и обучение для сотрудников лабораторий
Периодичность повышения квалификации работников лабораторий законом не регламентируется.
Исключением являются только сотрудники медицинских лабораторий, они обязаны проходить обучение каждые 5 лет.
По ТК РФ, решение о необходимости прохождения курсов повышения квалификации принимает руководитель.
Кроме курсов повышения квалификации, работники проходят внутреннее обучение, которое организуется в лаборатории.
Виды внутреннего обучения:
- Первичное, при приеме на работу или при переводе на новую должность. Еще его называют наставничеством. Наставничество особенно важно для молодых сотрудников, так как обеспечивает поддержку и передачу опыта от опытных коллег.
- Периодическое — для повышения компетенции персонала и подготовки кадрового резерва.
- Экстренное — в случае возникновения ошибок в работе.
Рекомендации для лабораторий по обучению сотрудников
Для успешной аккредитации и поддерживания высокого качества работы лаборатории, обучение персонала играет огромную роль. Рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты:
- Проводить аудит образования сотрудников перед подачей документов на аккредитацию. Наличие диплома – не гарантия компетентности. Важно, чтобы квалификация соответствовала делегированным обязанностям.
- Заключать договоры с учебными центрами для систематического обучения. Это позволит регулярно обновлять знания сотрудников, знакомить их с новыми технологиями.
- Внедрить систему внутренней аттестации. Оценивать компетенции сотрудников с помощью экзаменов и практических заданий, чтобы выявить пробелы в знаниях.
- Учитывать требования профстандартов при найме новых сотрудников. Это обеспечит соответствие квалификации выполняемой работе.
- Использовать разные методы мониторинга знаний и навыков, такие как проведение испытаний, калибровки с известными значениями, произвольный отбор проб, меж- и внутрилабораторные сравнения, а также экзамены.
Также важно документировать требования к компетентности персонала и регулярно давать инструктажи.
Заключение
Требования к образованию сотрудников лаборатории – это не просто формальность, прописанная в стандартах, а жизненно важный элемент поддержания высокого уровня качества и доверия. Сейчас, когда инновации происходят ежедневно, непрерывное обучение и развитие персонала становится не просто преимуществом, а необходимостью для любой лаборатории, стремящейся к успеху и признанию. По сути, хорошо образованный персонал – это лучшая защита от ошибок и неточностей, которые могут дорого стоить.
Список источников
- Шарипов Ф. Ф. Управление учебно-научной лабораторией: новые требования и компетенции //E-Management. – 2020. – Т. 3. – №. 1. – С. 36-42.
- Кириллова А. И., Елагина В. Б. Роль компетентности сотрудников лаборатории в области управления качеством //Вестник магистратуры. – 2018. – №. 2-1. – С. 12.
- Эмануэль А. В. и др. Разработка документации системы менеджмента качества медицинской лаборатории в соответствии с требованиями ISO 15189: 2012 //Медицинский альманах. – 2016. – №. 4 (44). – С. 14-17.
Популярные статьи в категории: