Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Требования к образованию сотрудников лаборатории

Требования к образованию сотрудников лаборатории фото

Квалифицированный персонал – залог успешной аккредитации лаборатории. Знания сотрудников гарантируют точность результатов, что необходимо для доверия и соответствия стандартам.

Какое образование должно быть у персонала лаборатории?

В российских лабораториях могут работать специалисты с высшим, средним профессиональным или дополнительным образованием. Главное условие – соответствие знаний сфере аккредитации лаборатории. Это подтверждается анализом дисциплин в дипломе и их связью с деятельностью лаборатории. Документ должен отражать знания, необходимые для качественного выполнения лабораторных исследований.

Если образование непрофильное, то сотруднику потребуется дополнительная переподготовка.

Документы, регулирующие требования к образованию

Образование сотрудников лаборатории регламентируется рядом нормативных документов. 

  1. Приказ Минэкономразвития России №707 от 26.10.2020. Он определяет критерии аккредитации испытательных лабораторий. В подпункте 24.1 указаны требования к образованию, опыту и навыкам работников испытательных лабораторий. 
  2. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (пункт 6.2.2) обязывает лаборатории документировать требования к компетентности персонала, включая образовательный уровень и квалификацию, для каждой функции, влияющей на результаты исследований. 
  3. Единый квалификационный справочник (Приказ Минздравсоцразвития России №541н от 23.07.2010) содержит квалификационные характеристики специалистов здравоохранения. 
  4. Приказ Минобрнауки №513 от 02.07.2013 утверждает перечень профессий, по которым проводится профессиональное обучение, в том числе лаборантов разных специализаций.

Знание и соблюдение требований закона критически важно для соответствия нормативным требованиям и гарантии качества работы лаборатории.

Может ли в лаборатории работать специалист без профильного образования?

В лаборатории может трудиться специалист без профильного образования. Но, его роль будет ограничена. Такие сотрудники выступают в роли ассистентов, но не несут ответственности за результаты исследований.

Ими могут быть:

  • Стажёры — как правило, студенты старших курсов.
  • Сотрудники, выполняющие вспомогательные работы, не требующие специальной квалификации. Например, подготовка образцов, мойка лабораторной посуды, поддержание чистоты на рабочем месте, ведение архива и другие подобные задачи.

Требования к ключевым должностям

Для ведущих должностей в лаборатории предъявляются определенные требования к образованию, позволяющие обеспечить качество и надежность исследований.

  • Заведующему отделом требуется ученая степень (доктор или кандидат наук) и опыт научной работы от 5 лет. В виде исключения, на срок до 3 лет, на должность заведующего иногда назначают высококвалифицированных специалистов без ученой степени, но обладающих необходимым опытом работы.
  • Главный научный сотрудник должен иметь высшее образование и 10 лет опыта, либо ученую степень.
  • Для научных сотрудников требуются высшее образование и 5 лет опыта, либо ученая степень.
  • Младшему научному сотруднику нужно высшее образование и 3 года опыта, либо ученая степень, окончание аспирантуры или стажировка.
  • Инженеру-исследователю необходимо высшее образование, в исключительных случаях — среднее специальное.
  • Требования к лаборантам химического анализа и техникам-лаборантам зависят от квалификационного разряда. Для выполнения сложных задач требуется наличие у сотрудника 5, 6 или 7 разряда. Их возможно получить на базе среднего профессионального образования.
  • Техник-лаборант должен иметь профильное среднее профессиональное образование или непрофильное высшее, но при наличии дополнительных курсов в сфере управления качеством.

Соблюдение требований необходимо для соответствия стандартам, поддержания качества работы и правильного распределения обязанностей.

Повышение квалификации и обучение для сотрудников лабораторий

Периодичность повышения квалификации работников лабораторий законом не регламентируется.

Исключением являются только сотрудники медицинских лабораторий, они обязаны проходить обучение каждые 5 лет.

По ТК РФ, решение о необходимости прохождения курсов повышения квалификации принимает руководитель.

Кроме курсов повышения квалификации, работники проходят внутреннее обучение, которое организуется в лаборатории.

Виды внутреннего обучения:

  1. Первичное, при приеме на работу или при переводе на новую должность. Еще его называют наставничеством. Наставничество особенно важно для молодых сотрудников, так как обеспечивает поддержку и передачу опыта от опытных коллег.
  2. Периодическое — для повышения компетенции персонала и подготовки кадрового резерва.
  3. Экстренное — в случае возникновения ошибок в работе.

Рекомендации для лабораторий по обучению сотрудников

Для успешной аккредитации и поддерживания высокого качества работы лаборатории, обучение персонала играет огромную роль. Рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Проводить аудит образования сотрудников перед подачей документов на аккредитацию. Наличие диплома – не гарантия компетентности. Важно, чтобы квалификация соответствовала делегированным обязанностям.
  2. Заключать договоры с учебными центрами для систематического обучения. Это позволит регулярно обновлять знания сотрудников, знакомить их с новыми технологиями.
  3. Внедрить систему внутренней аттестации. Оценивать компетенции сотрудников с помощью экзаменов и практических заданий, чтобы выявить пробелы в знаниях. 
  4. Учитывать требования профстандартов при найме новых сотрудников. Это обеспечит соответствие квалификации выполняемой работе.
  5. Использовать разные методы мониторинга знаний и навыков, такие как проведение испытаний, калибровки с известными значениями, произвольный отбор проб, меж- и внутрилабораторные сравнения, а также экзамены.

Также важно документировать требования к компетентности персонала и регулярно давать инструктажи.

Заключение

Требования к образованию сотрудников лаборатории – это не просто формальность, прописанная в стандартах, а жизненно важный элемент поддержания высокого уровня качества и доверия. Сейчас, когда инновации происходят ежедневно, непрерывное обучение и развитие персонала становится не просто преимуществом, а необходимостью для любой лаборатории, стремящейся к успеху и признанию. По сути, хорошо образованный персонал – это лучшая защита от ошибок и неточностей, которые могут дорого стоить.

Список источников

  • Шарипов Ф. Ф. Управление учебно-научной лабораторией: новые требования и компетенции //E-Management. – 2020. – Т. 3. – №. 1. – С. 36-42.
  • Кириллова А. И., Елагина В. Б. Роль компетентности сотрудников лаборатории в области управления качеством //Вестник магистратуры. – 2018. – №. 2-1. – С. 12.
  • Эмануэль А. В. и др. Разработка документации системы менеджмента качества медицинской лаборатории в соответствии с требованиями ISO 15189: 2012 //Медицинский альманах. – 2016. – №. 4 (44). – С. 14-17.

Изображение от Freepik

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Возврат к списку