Внимание! Консультанты по обучению и тех. поддержка академии работают 24/7
Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
3 июня
Добрынин Александр Артурович

Сможет ли пенсионная реформа простимулировать рынок труда? Прогноз до 2024 года

Рынок труда в новых условиях пенсионной реформы: прогноз фото

Государственная демографическая политика России в перспективе до 2024 года будет направлена на стимулирование рынка труда. Все меры будут направлены на преодоление негативного влияния демографических тенденций, вызывающих нехватку рабочей силы.

Публикация актуальная для слушателей, проходящих обучение по направлениям:

Пенсионная реформа как решение демографического кризиса в условиях модернизации экономики?

Россия, как страна с развивающей экономикой, попала в специфическую для неё ситуацию. Сегодня перед ней стоит задача модернизации. Модернизация необходима не потому, что так сказал Президент России В.В. Путин, а потому, что это объективная необходимость. Если в ближайшие годы Россия не сможет модернизировать свою экономку, то она не сможет играть на равных в новых мировых условиях.

Так получилось, что эта задача встала перед Россией не в самый удобный для неё момент – во время демографического кризиса. В первую очередь он выражается не в том, что сокращается численность населения, а в том, что произошёл значительный перекос между активным трудоспособным населением и неактивным, не участвующим в модернизации экономики. Эта часть населения в нынешней ситуации превращается в фактор, который тормозит развитие России и делает ее не способной решить задачу по модернизации экономики. К неактивной части населения относятся:

  • Пенсионеры,
  • Несовершеннолетние,
  • Инвалиды и т.д.

Чтобы решить проблему Правительство РФ принимает множество различных мер:

  • Повышение пенсионного возраста,
  • Вовлечение определённых граждан в экономику,
  • Легализация самозанятых граждан,
  • Миграционная политика

С целью вовлечения отдельных категорий граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, будут реализовываться:

  • Национальный проект «Демография», реализация которого позволит обеспечить к 2024 году, в том числе, создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
  • Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, а также план мероприятий по реализации ее первого этапа в 2016-2020 годах, направленные на стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни, использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического роста;
  • План по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы;
  • Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы.

Помимо перечисленных государственных программ поддержки рынка труда, в 2019-2024 годах будут реализованы следующие мероприятия:

  • расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста,
  • привлечение иностранных квалифицированных и высококвалифицированных специалистов благодаря миграционной политике.

Ожидаемые результаты мероприятий по поддержанию рынка труда в 2024 году

Численность рабочей силы в 2018-2024 годах будет постепенно увеличивается с 75,8 млн. человек до 76,3 млн. человек в 2024 году.

Наряду с постепенным увеличением предложения труда спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. В результате повышение пенсионного возраста не приведет к росту безработицы, напротив тренд на ее снижение будет сохраняться в течение всего прогнозного периода. Уровень безработицы может снизиться с 5,2 % в 2017 году до 4,6 % в 2023-2024 годах.

В этих условиях рост заработной платы во внебюджетном секторе экономики в целом будет определяться динамикой производительности труда.

Прогноз по уровню зарплат в бюджетной сфере к 2024 году

В части оплаты труда в бюджетном секторе в 2019-2024 годах для отдельных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений их средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах Президента Российской Федерации. Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение ежегодной индексации на уровень инфляции.

Индексация зарплат в 2019 году и рост зарплат после 2020 года

Вместе с тем, учитывая, что в текущем году динамика заработной платы демонстрирует ускоренный рост, что связано в первую очередь с достижением в 2018 году целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, индексацией заработной платы прочим категориям работников бюджетной сферы с 1 января 2018 г. на 4 %, а также доведением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, после пикового роста в 2018 году на 6,9 % в 2019 году ожидается замедление роста реальной заработной платы до 1,4 % с дальнейшим ускорением в 2020-2024 годах.

Как повышение НДС повлияет на трудящееся население?

Из-за повышения налога на добавленную стоимость в 2019 году, повысятся цены на все товары и услуги, которые облагаются этим налогом. В связи с этим ожидается, что объем розничной торговли просядет с 2,9% до 1,7%. То есть люди будут жить хуже, чем в 2018 году.

В дальнейшем ожидается достаточно равномерный рост розничного товарооборота на уровне 2,0-2,8 % в 2020-2024 годах. То есть к 2024 году мы вернемся на уровень 2018 года. В целом за 2018-2024 годы оборот розничной торговли вырастет на 19 %.

Меры социальной защиты незащищённых групп населения

Росту качества жизни населения и снижению уровня бедности в среднесрочной перспективе будут также способствовать:        

  • Совершенствование механизмов адресной социальной защиты и системы социального обслуживания граждан;

  • Предоставление гражданам пособий, выплат и других мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством;

  • Ежегодная индексация социальных выплат с 1 февраля соответствующего года с учетом уровня инфляции;

  • Развитие практики применения социального контракта, предусматривающего взаимные обязательства государства и получателей социальной помощи.

За счет устойчивого роста наиболее весомых доходных компонент (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) уже в текущем году реальные располагаемые доходы населения выйдут в положительную область и продолжат динамично расти на протяжении всего прогнозного периода.

Налоговые льготы для «пенсионеров»

Граждане пенсионного возраста получат налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физлиц. Данная мера направлена на обеспечение дополнительных социальных гарантий пенсионеров, которые попали под пенсионную реформу. Указанные лица будут получать налоговые льготы по земельному налогу (ст. 391 НК РФ) и налогу на имущество физлиц в случае изменения возраста выхода на пенсию.

Налоговый вычет по земельному налогу предполагает, что при определении налоговой базы льготники смогут уменьшать налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м участка.

А льгота по налогу на имущество физлиц будет предоставляться в виде освобождения от его уплаты в полном размере в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика (ст. 407 НК РФ). Например, в отношении квартиры, жилого дома.

Ожидаемые результаты пенсионной реформы к 2024 году

В области пенсионного обеспечения предусмотрено с 2019 года поэтапное повышение пенсионного возраста по году в год для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет. Данная мера первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. При этом граждане, которые должны были выйти на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, будут иметь право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Участие в экономике пенсионеров в процессе проведения пенсионной реформы.png

Реализация данной меры позволит направить дополнительные средства на ежегодное увеличение пенсий неработающим пенсионерам выше уровня инфляции, что соответствует задаче, установленной Указом, а также создать условия для адаптации пенсионной системы к меняющимся демографическим условиям, включая дальнейшее увеличение продолжительности жизни.

Размер страховой пенсии по старости после 2019 года

В результате ожидается, что в целом за 2018-2024 годы средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров может увеличиться более, чем в 1,4 раза.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года учтено, начиная с 2019 года, поэтапное повышение пенсионного возраста по году в год для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет.

Новые сроки выхода на пенсию в период с 2019 по 2024 год

В 2019-2022 годах мужчины (1959-1960 г.р.) и женщины (1964-1965 г.р.) будут иметь право выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста.

Соответственно:        

  • Мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2019-2020 годах (в возрасте, соответственно, 60,5 года и 55,5 лет);

  • Мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2021-2022 годах (в возрасте, соответственно, 61,5 года и 56,5 лет);

  • Мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);

  • Мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);

  • Мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет).

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации эффект от повышения пенсионного возраста отражен в первую очередь на рынке труда. Так, в прогнозном периоде в течение всего переходного периода предполагается наращивание уровня участия в рабочей силе в тех возрастных категориях, которым в соответствии с графиком переходных положений будет повышен пенсионный возраст.

Пример: в расчетах экономическая активность мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. (учитывается право их выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста) на конец 2019 года – начало 2020 года сохраняется на уровне экономической активности возрастных групп 55-59 лет (для мужчин) и 50-54 года (для женщин), в то время как в условиях сохранения действующего пенсионного возраста произошло бы ее снижение.

Зачем повышают пенсионный возраст?

Основным эффектом от повышения пенсионного возраста станет сокращение дефицита на рынке труда, вызванного демографическими ограничениями. По оценке Минэкономразвития России, дополнительная рабочая сила, которая останется на рынке труда при реализации указанной меры, в основном сохранит статус занятого населения (прирост занятых в 2019 г. – 137,2 тыс. человек, 2024 г. – 1,8 млн. человек), дополнительный вклад которого за период 2019-2024 годов в экономический рост оценивается на уровне 1,3 п.п. (0,2-0,3 п.п. в год).

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку
Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!