Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
3 июня
Добрынин Александр Артурович

Профессиональное выгорание у учителей

Профессиональное выгорание у учителей фото

Острое нежелание работать из-за нервного, физического и психического истощения все чаще встречается у учителей. Такое состояние называют профессиональным выгоранием. В 2020 году провели тестирование в рамках программы «Я Учитель». В исследовании участвовало 38000 преподавателей. Его результаты помоги понять, что приводит к подобному состоянию и как с ним справиться.

Немного об исследовании

Для изучения проблемы использовали тест Fatigue and Detachment Questionnaire, разработанный ECOPSY Technologies. По его результатам можно установить причины и оценить компоненты.

Протестировали сотрудников образования из следующих регионов России:

  • Москва и Московская область;
  • Башкортостан;
  • Оренбургская область;
  • Кабардино-Балкария;
  • Красноярский край;
  • Новосибирская область;
  • Удмуртия;
  • Камчатский край;
  • Иркутская область.

Профессиональным выгоранием называют связанные с работой негативные переживания, вызванные хроническим истощением волевых, физических и эмоциональных ресурсов. В оценке уровня учитывают 4 компонента:

  • неудовлетворенность условиями — отсутствие ресурсов или комфорта для выполнения профессиональных обязанностей;
  • эмоциональная усталость — ощущение истощения, желание сменить профессию;
  • отстраненность от коллектива — безразличие или отрицательное отношение к образовательной организации;
  • формальное выполнение обязанностей — отсутствие инициативы, желание ограничиться выданным руководством объемом задач.

Основные результаты исследования

Проведенная работа показала, что у 75% участвовавших в нем преподавателей присутствуют признаки нежелания работать. У 38% респондентов выявили острую фазу, при которой ухудшается качество жизни и снижается способность к выполнению обязанностей. По мнению экспертов, уровень выгоревших преподавателей намного превышает аналогичный показатель среди сотрудников, работающих в сфере бизнеса. У врачей, психологов и других специалистов, оказывающих помощь населению, он также высок.

Специалисты назвали факторы, провоцирующие негативное отношение к профессии у работников образовательной сферы. Им приходится много общаться, проявлять эмпатию и одновременно держать под контролем эмоциональный фон. С другой стороны, на них давят родители, администрация общеобразовательного заведения и общество в целом.

Если негативное состояние переходит в острую стадию, эффективность деятельности сильно снижается. В крайнем случае преподаватель уклоняется от выполнения обязанностей. Отношения в коллективе не складываются, сотрудник конфликтует с родителями учеников. Он обесценивает успехи детей, выключается из жизни организации.

Влияние стажа на уровень выгорания

Исследование показало, что профессиональное истощение не зависит от количества лет, проработанных в школе. В среднем в группах с разным стажем с нежеланием работать столкнулись 75% респондентов. Причем у преподавателей, трудящихся в школе меньше 3 лет, этот показатель составил 74%.

Проводившие тестирование специалисты оценили соотношение опыта работы к базовым составляющим профессионального истощения. Они обнаружили, что с ростом стажа увеличивается неудовлетворенность людей созданными для них условиями. Остальные показатели не зависят от опыта работы.

Неудовлетворенные потребности

Результаты тестирования показали, что работники выгорают из-за неудовлетворительных условий, отсутствия перспектив карьерного роста, недостатка амбициозных задач. Однообразная деятельность усиливает недовольство. Педагоги не испытывают чувство новизны, поскольку нет новых сложных задач или возможности получить более высокую должность. Отдавая много сил школе, учителя хотят справедливого отношения, но не видят его.

Как бороться с выгоранием

По мнению респондентов, в России нет централизованного, системного подхода к этой проблеме. Обычно сотрудники самостоятельно ищут способы преодолеть сложное состояние. У руководства школы и учительского состава зачастую не хватает времени, материальных и эмоциональных ресурсов для системной борьбы с выгоранием. Важно, чтобы сотрудник был персонально мотивирован изменяться и развиваться.

Предупредить появление хронической усталости и тревоги из-за работы помогают техники саморегуляции, а также поддержка психологов, близких.

Влияние размера зарплаты

Часто из-за хронической усталости и неудовлетворенности специалисты уходят из профессии. Поэтому результаты проведенного тестирования нельзя игнорировать. Они должны подтолкнуть к изменениям.

Но исследование не учитывает некоторые аспекты работы педагогов. Оно не отражает, как соотносится количество выгоревших сотрудников в образовательных организациях мегаполисов и работающих в школах небольших провинциальных городов. Также не упоминается низкая зарплата и большая загруженность. Этот параметр отчасти относится к условиям труда. Но впрямую в вопросах о зарплате не упоминалось. Речь шла только об удобстве и комфорте.

Сейчас по всей стране растет недовольство учителей уровнем оплаты труда. У педагога, работающего на одну ставку, она не дотягивает до средней зарплаты в регионе. Желание трудиться и мотивация у работников сферы образования повысятся, если будут платить больше. Жаль, что тестирование не затронуло эту сторону деятельности педагогов.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку
Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!