Внимание! Консультанты по обучению и тех. поддержка академии работают 24/7
Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
10 октября
Добрынин Александр Артурович
17 октября
Действующий эксперт по аккредитации испытательных лабораторий (Росаккредитация), технический эксперт (Росаккредитация)

Почему педагогу необходимо использовать проблемный подход в обучении

Суть проблемного подхода в обучении фото

Современные дети растут не по дням, а по часам, постоянно осваивая новые гаджеты, программы и другие плоды технического прогресса. При таком раскладе неудивительно, что подача информации в готовом виде становится все менее и менее привлекательной. Таким образом, образовательный процесс модернизируется, и на первый план уверенно выходит проблемный подход в обучении.

Что представляет собой проблемный подход в обучении?

Проблемное обучение подразумевает моделирование учителем на уроке одного из нескольких типов проблемных ситуаций:

  • Обучающиеся не имеют знаний для решения задачи или ответа на вопрос.
  • Обучающиеся имеют определенный набор знаний, которого может быть недостаточно для решения нестандартной задачи, с которой они не работали до этого момента.
  • Обучающиеся сталкиваются с противоречием между теоретическим и практическим методами решения задачи.
  • Обучающиеся сталкиваются с противоречием между практическим путем решения задачи, а именно полученным результатом, и недостатком или отсутствием теоретических знаний.

Что представляет собой проблемный подход в обучении

Целью такой работы является усвоение не только новых знаний, но и процесса их получения. Причем путей решения проблемной ситуации может быть несколько, и в идеале должны быть охвачены если не все, то большинство или наиболее эффективные.

Основные задачи проблемного обучения

Ученики выступают в роли исследователей в рамках проблемного подхода к обучению. Основной упор учитель делает на раскрытие творческого потенциала школьников. Однако спровоцировать развитие личности, способной выдвигать и решать нестандартные задачи, невозможно, когда ученики получают знания в уже готовом виде. Обучающиеся должны столкнуться с препятствием, которое необходимо преодолеть путем задействования уже имеющихся знаний, жизненного опыта и включения в активную интеллектуальную деятельность.

Основные задачи проблемного обучения

В результате требуется создание условий для активизации умственных способностей и эффективного поиска ответа на поставленный вопрос. В этом случае урок должен быть основан на решении нескольких задач:

  • Выработать у обучающихся систему знаний, умений и навыков, составляющих базу.
  • Сформировать у обучающихся способность к самоорганизации и самообразованию.
  • Прививать и поощрять интерес к исследовательской деятельности.
  • Из урока в урок развивать проблемное мышление, что возможно только при получении новой информации, обратившись к самостоятельному поиску ответа.

Условия применения проблемного подхода

Внедрение совершенно нового подхода – это отдельный процесс, требующий внимания. Если ученики окажутся неподготовленными, возникнет внутренний протест, который начнет препятствовать успешному обучению. Таким образом, проблемный подход приживается на уроке только при наличии следующих условий:

  • постепенное внедрение нового подхода с прохождением периода адаптации;
  • проблематизация учебного материала с целью вызвать интерес и любопытство со стороны учеников;
  • поощрение активной деятельности на уроке;
  • привязка к жизненному опыту обучающихся и уже имеющимся знаниям.

Условия применения проблемного подхода

В рамках этого подхода любая мысль и идея по решению проблемной задачи имеет определенную ценность. Даже частично ошибочное мнение можно использовать как зацепку и проводник на пути получения знаний. Главное, чтобы учитель чувствовал обстановку и умело направлял учеников. Что касается роли педагога на таком уроке, то он решает несколько задач:

  • информативное обеспечение – создание проблемной ситуации, предоставление необходимого минимума информации;
  • направление исследования – руководство со стороны и включившись в процесс;
  • изменение содержания/структуры учебного материала – адаптация под новый подход;
  • поощрение познавательной деятельности – позитивная оценка и поиск дополнительных путей поддержания интереса.

В чем заключается важность этого подхода?

Мир стремительно меняется, и остается только успевать адаптироваться. Одной из задач школы является подготовка учащихся к дальнейшей жизни, в которой ценится умение решать сложные задачи, генерировать идеи, находить нестандартные выходы из проблемных ситуаций.

В чем заключается важность этого подхода

Именно творческое мышление отвечает за возможность успешно выполнять эти функции. А исследования педагогов и психологов показали, что благоприятной средой для развития творческого мышления является создание проблемной ситуации на уроке, когда не учитель предлагает готовую модель решения проблемы, а ученики включаются в поиск и делятся мыслями. В результате центральное положение на занятиях занимает не обучающий, а обучающийся, что повышает продуктивность.

В современном мире педагогу требуется постоянно актуализировать знания. Это позволяет делать процесс обучения детей максимально эффективным. Повысить уровень знаний или получить новую специальность можно в Современной научно-технологической академии на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов. Все программы содержат только актуальную информацию и составлены в соответствии с ФГОС.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку
Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!