- Техническая поддержка: +7 (495) 247-58-58
- Учебный портал
Почему педагогу необходимо использовать проблемный подход в обучении
Современные дети растут не по дням, а по часам, постоянно осваивая новые гаджеты, программы и другие плоды технического прогресса. При таком раскладе неудивительно, что подача информации в готовом виде становится все менее и менее привлекательной. Таким образом, образовательный процесс модернизируется, и на первый план уверенно выходит проблемный подход в обучении.
Что представляет собой проблемный подход в обучении?
Проблемное обучение подразумевает моделирование учителем на уроке одного из нескольких типов проблемных ситуаций:
- Обучающиеся не имеют знаний для решения задачи или ответа на вопрос.
- Обучающиеся имеют определенный набор знаний, которого может быть недостаточно для решения нестандартной задачи, с которой они не работали до этого момента.
- Обучающиеся сталкиваются с противоречием между теоретическим и практическим методами решения задачи.
- Обучающиеся сталкиваются с противоречием между практическим путем решения задачи, а именно полученным результатом, и недостатком или отсутствием теоретических знаний.
Целью такой работы является усвоение не только новых знаний, но и процесса их получения. Причем путей решения проблемной ситуации может быть несколько, и в идеале должны быть охвачены если не все, то большинство или наиболее эффективные.
Основные задачи проблемного обучения
Ученики выступают в роли исследователей в рамках проблемного подхода к обучению. Основной упор учитель делает на раскрытие творческого потенциала школьников. Однако спровоцировать развитие личности, способной выдвигать и решать нестандартные задачи, невозможно, когда ученики получают знания в уже готовом виде. Обучающиеся должны столкнуться с препятствием, которое необходимо преодолеть путем задействования уже имеющихся знаний, жизненного опыта и включения в активную интеллектуальную деятельность.
В результате требуется создание условий для активизации умственных способностей и эффективного поиска ответа на поставленный вопрос. В этом случае урок должен быть основан на решении нескольких задач:
- Выработать у обучающихся систему знаний, умений и навыков, составляющих базу.
- Сформировать у обучающихся способность к самоорганизации и самообразованию.
- Прививать и поощрять интерес к исследовательской деятельности.
- Из урока в урок развивать проблемное мышление, что возможно только при получении новой информации, обратившись к самостоятельному поиску ответа.
Условия применения проблемного подхода
Внедрение совершенно нового подхода – это отдельный процесс, требующий внимания. Если ученики окажутся неподготовленными, возникнет внутренний протест, который начнет препятствовать успешному обучению. Таким образом, проблемный подход приживается на уроке только при наличии следующих условий:
- постепенное внедрение нового подхода с прохождением периода адаптации;
- проблематизация учебного материала с целью вызвать интерес и любопытство со стороны учеников;
- поощрение активной деятельности на уроке;
- привязка к жизненному опыту обучающихся и уже имеющимся знаниям.
В рамках этого подхода любая мысль и идея по решению проблемной задачи имеет определенную ценность. Даже частично ошибочное мнение можно использовать как зацепку и проводник на пути получения знаний. Главное, чтобы учитель чувствовал обстановку и умело направлял учеников. Что касается роли педагога на таком уроке, то он решает несколько задач:
- информативное обеспечение – создание проблемной ситуации, предоставление необходимого минимума информации;
- направление исследования – руководство со стороны и включившись в процесс;
- изменение содержания/структуры учебного материала – адаптация под новый подход;
- поощрение познавательной деятельности – позитивная оценка и поиск дополнительных путей поддержания интереса.
В чем заключается важность этого подхода?
Мир стремительно меняется, и остается только успевать адаптироваться. Одной из задач школы является подготовка учащихся к дальнейшей жизни, в которой ценится умение решать сложные задачи, генерировать идеи, находить нестандартные выходы из проблемных ситуаций.
Именно творческое мышление отвечает за возможность успешно выполнять эти функции. А исследования педагогов и психологов показали, что благоприятной средой для развития творческого мышления является создание проблемной ситуации на уроке, когда не учитель предлагает готовую модель решения проблемы, а ученики включаются в поиск и делятся мыслями. В результате центральное положение на занятиях занимает не обучающий, а обучающийся, что повышает продуктивность.
В современном мире педагогу требуется постоянно актуализировать знания. Это позволяет делать процесс обучения детей максимально эффективным. Повысить уровень знаний или получить новую специальность можно в Современной научно-технологической академии на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов. Все программы содержат только актуальную информацию и составлены в соответствии с ФГОС.
Популярные статьи в категории:
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам
— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности
Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!