Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
3 октября
Действующий эксперт по аккредитации испытательных лабораторий (Росаккредитация), технический эксперт (Росаккредитация)

Почему педагогу необходимо использовать проблемный подход в обучении

Суть проблемного подхода в обучении фото

Современные дети растут не по дням, а по часам, постоянно осваивая новые гаджеты, программы и другие плоды технического прогресса. При таком раскладе неудивительно, что подача информации в готовом виде становится все менее и менее привлекательной. Таким образом, образовательный процесс модернизируется, и на первый план уверенно выходит проблемный подход в обучении.

Что представляет собой проблемный подход в обучении?

Проблемное обучение подразумевает моделирование учителем на уроке одного из нескольких типов проблемных ситуаций:

  • Обучающиеся не имеют знаний для решения задачи или ответа на вопрос.
  • Обучающиеся имеют определенный набор знаний, которого может быть недостаточно для решения нестандартной задачи, с которой они не работали до этого момента.
  • Обучающиеся сталкиваются с противоречием между теоретическим и практическим методами решения задачи.
  • Обучающиеся сталкиваются с противоречием между практическим путем решения задачи, а именно полученным результатом, и недостатком или отсутствием теоретических знаний.

Что представляет собой проблемный подход в обучении

Целью такой работы является усвоение не только новых знаний, но и процесса их получения. Причем путей решения проблемной ситуации может быть несколько, и в идеале должны быть охвачены если не все, то большинство или наиболее эффективные.

Основные задачи проблемного обучения

Ученики выступают в роли исследователей в рамках проблемного подхода к обучению. Основной упор учитель делает на раскрытие творческого потенциала школьников. Однако спровоцировать развитие личности, способной выдвигать и решать нестандартные задачи, невозможно, когда ученики получают знания в уже готовом виде. Обучающиеся должны столкнуться с препятствием, которое необходимо преодолеть путем задействования уже имеющихся знаний, жизненного опыта и включения в активную интеллектуальную деятельность.

Основные задачи проблемного обучения

В результате требуется создание условий для активизации умственных способностей и эффективного поиска ответа на поставленный вопрос. В этом случае урок должен быть основан на решении нескольких задач:

  • Выработать у обучающихся систему знаний, умений и навыков, составляющих базу.
  • Сформировать у обучающихся способность к самоорганизации и самообразованию.
  • Прививать и поощрять интерес к исследовательской деятельности.
  • Из урока в урок развивать проблемное мышление, что возможно только при получении новой информации, обратившись к самостоятельному поиску ответа.

Условия применения проблемного подхода

Внедрение совершенно нового подхода – это отдельный процесс, требующий внимания. Если ученики окажутся неподготовленными, возникнет внутренний протест, который начнет препятствовать успешному обучению. Таким образом, проблемный подход приживается на уроке только при наличии следующих условий:

  • постепенное внедрение нового подхода с прохождением периода адаптации;
  • проблематизация учебного материала с целью вызвать интерес и любопытство со стороны учеников;
  • поощрение активной деятельности на уроке;
  • привязка к жизненному опыту обучающихся и уже имеющимся знаниям.

Условия применения проблемного подхода

В рамках этого подхода любая мысль и идея по решению проблемной задачи имеет определенную ценность. Даже частично ошибочное мнение можно использовать как зацепку и проводник на пути получения знаний. Главное, чтобы учитель чувствовал обстановку и умело направлял учеников. Что касается роли педагога на таком уроке, то он решает несколько задач:

  • информативное обеспечение – создание проблемной ситуации, предоставление необходимого минимума информации;
  • направление исследования – руководство со стороны и включившись в процесс;
  • изменение содержания/структуры учебного материала – адаптация под новый подход;
  • поощрение познавательной деятельности – позитивная оценка и поиск дополнительных путей поддержания интереса.

В чем заключается важность этого подхода?

Мир стремительно меняется, и остается только успевать адаптироваться. Одной из задач школы является подготовка учащихся к дальнейшей жизни, в которой ценится умение решать сложные задачи, генерировать идеи, находить нестандартные выходы из проблемных ситуаций.

В чем заключается важность этого подхода

Именно творческое мышление отвечает за возможность успешно выполнять эти функции. А исследования педагогов и психологов показали, что благоприятной средой для развития творческого мышления является создание проблемной ситуации на уроке, когда не учитель предлагает готовую модель решения проблемы, а ученики включаются в поиск и делятся мыслями. В результате центральное положение на занятиях занимает не обучающий, а обучающийся, что повышает продуктивность.

В современном мире педагогу требуется постоянно актуализировать знания. Это позволяет делать процесс обучения детей максимально эффективным. Повысить уровень знаний или получить новую специальность можно в Современной научно-технологической академии на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов. Все программы содержат только актуальную информацию и составлены в соответствии с ФГОС.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку
Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!