Дополнительное профессиональное образование Лицензия
№Л035-01298-77/00273901 (№034268) от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
31 июля
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА
4 августа
Дзантуева Залина Руслановна
14 августа
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) фото

Любое строительство, реконструкция или даже изменение технологического процесса может оказать негативное влияние на природу и здоровье человека. Для того чтобы минимизировать или предвидеть такие негативные последствия, проводится процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Что такое ОВОС?

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) — это комплекс мероприятий по выявлению, анализу и прогнозированию прямых и косвенных, ближайших и отдаленных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. Проще говоря, это исследование того, как предполагаемый объект или проект может повлиять на природу, воздух, воду, почву, животный и растительный мир, а также на условия жизни людей.

ОВОС — обязательная часть процесса принятия решений о реализации проектов, которые могут иметь отрицательное воздействие на окружающую среду. Это позволяет оценить возможные риски и разработать меры по их предотвращению или смягчению до начала строительства или эксплуатации объекта.

Цели и задачи ОВОС

Основная цель оценки воздействия на окружающую среду — сбор необходимой информации и принятие обоснованного управленческого решения, которое позволит минимизировать негативное воздействие планируемого объекта или деятельности на окружающую среду. В результате проведения ОВОС определяется степень экологического риска, связанного с реализацией проекта.

Для достижения этой цели ОВОС решает ряд конкретных задач, среди которых выделяют следующие:

  • Получение информации о видах, характере и масштабах воздействия. Например, оценка того, как конкретные факторы (выбросы, шум, отходы) и в каком объеме будут влиять на окружающую среду. Это позволяет понять возможные риски и наметить пути их минимизации.
  • Оценка экологических последствий. Включает анализ не только немедленных, но и отложенных, а также кумулятивных воздействий на окружающую среду.
  • Выявление и учет общественного мнения, общественных предпочтений и ограничений.
  • Определение допустимости внедрения проекта с экологической точки зрения и условий реализации намечаемой деятельности (например, с соблюдением нормативов и внедрением компенсационных мероприятий).
  • Рассмотрение нескольких вариантов исполнения проекта, включая альтернативные технологии, местоположения или методы производства, с целью выбора экологически приемлемого варианта.

Кому и когда необходима ОВОС?

ОВОС — обязательная процедура для любых планируемых хозяйственных и иных видов деятельности, которые оказывают прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

Некоторые сферы деятельности, где может потребоваться проведение ОВОС:

  • Строительство и промышленность. ОВОС необходима при проектировании строительства новых промышленных предприятий, тепловых и атомных электростанций, крупных инфраструктурных объектов, таких как автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, а также при существенной модернизации или расширении уже функционирующих объектов.
  • Разведка и добыча полезных ископаемых. Проекты, связанные с разведкой и добычей нефти, природного газа, руды и других полезных ископаемых, оказывают значительное воздействие на природные экосистемы. ОВОС помогает оценить возможное влияние на геологическую среду, водные объекты, растительный и животный мир, а также на здоровье местного населения.
  • Планирование и строительство инфраструктуры. В этом случае важна оценка воздействия на шумовой фон, объемы выбросов загрязняющих веществ, изменения ландшафта, влияние на мигрирующие виды животных и места обитания растений.
  • Туризм и рекреация. Несмотря на кажущуюся безвредность, масштабное развитие туристических комплексов, обустройство национальных парков и других рекреационных зон также может оказывать негативное воздействие на природные ресурсы, биологическое разнообразие и уникальные природные ландшафты.
  • Агрокультура. Введение новых, интенсивных методов ведения сельского хозяйства, применение пестицидов, удобрений, а также освоение новых сельскохозяйственных угодий могут оказать влияние на качество почвы, поверхностных и подземных вод, биологическое разнообразие агроэкосистем и, как следствие, на здоровье людей, проживающих вблизи сельскохозяйственных территорий.

Проведение ОВОС на ранних стадиях планирования проекта выявляет потенциальные экологические риски до начала его реализации и принять своевременные меры по их предотвращению или минимизации. А это способствует более эффективному расходованию ресурсов, снижению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечению экологической безопасности в долгосрочной перспективе.

Кто проводит ОВОС?

Согласно законодательству Российской Федерации, в частности постановлению Правительства России от 28 ноября 2024 года №1644, ответственность за проведение ОВОС лежит на заказчике или исполнителе.

Заказчик – это юридическое или физическое лицо, которое инициирует планируемую деятельность. Он отвечает за подготовку необходимой документации, включая материалы ОВОС, и представляет ее на экологическую экспертизу.

Исполнитель – это физическое или юридическое лицо (часто специализированная организация), которому заказчик передал право проведения работ по ОВОС на основании договора.

Выбор между самостоятельным проведением ОВОС заказчиком или привлечением сторонней организации-исполнителя зависит от специфики проекта, наличия у заказчика необходимых ресурсов и компетенций.

Еще одним участник процесса ОВОС — это общественность региона, где планируется внедрение проекта. Граждане, общественные организации имеют право участвовать в процедуре ОВОС на разных этапах: от получения первичной информации о намечаемой деятельности до участия в общественных слушаниях и обсуждениях материалов ОВОС. Это обеспечивает принцип гласности и учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений.

Требования к образованию сотрудников

Качественное проведение ОВОС требует высокого уровня знаний и профессионализма от всех участников процесса, будь то сотрудники заказчика или специалисты привлекаемой организации-исполнителя. Особое значение здесь имеет наличие профильного образования и регулярное повышение квалификации.

Специалисты, занимающиеся ОВОС, должны обладать глубокими знаниями в области экологии, охраны окружающей среды, природопользования, а также разбираться в действующем законодательстве и методологии проведения оценки. Часто требуются знания в смежных областях, таких как геология, гидрология, химия, биология, социология.

В связи с постоянным развитием технологий, изменением законодательства в сфере экологии, актуальным становится вопрос дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка позволяют специалистам актуализировать свои знания, осваивать новые методы и подходы к проведению оценки воздействия на окружающую среду.

В Современной научно-технологической академии представлены программы, которые могут быть полезны для тех, кто занимается или планирует заниматься ОВОС.

Получение дополнительного образования позволяет специалистам укрепить свои компетенции и соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к участникам процесса ОВОС.

Как проводится оценка воздействия на окружающую среду?

Процедура ОВОС не является одномоментным действием, а представляет собой поэтапный процесс, предусматривающий взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Этап 1. Уведомление и предварительная оценка

Начальный этап включает в себя уведомление органов власти (например, Росприроднадзора, органов исполнительной власти субъектов РФ) и общественности о намечаемой хозяйственной деятельности. Заказчик подготавливает предварительную документацию, содержащую описание проекта, его цели, возможные альтернативы реализации, а также информацию о местоположении и условиях осуществления деятельности. На этом же этапе составляется и утверждается техническое задание на проведение ОВОС, которое определяет объем и содержание исследований.

Этап 2. Исследования и общественные обсуждения

На этом этапе заказчик (или исполнитель) проводит детальные исследования в соответствии с утвержденным техническим заданием. Исследования включают сбор и анализ данных о текущем состоянии окружающей среды в районе предполагаемой деятельности, оценку потенциального воздействия проекта на компоненты природной среды (атмосферный воздух, водные ресурсы, почвы, растительный и животный мир), а также на социальные условия и здоровье населения. На основе проведенных исследований разрабатывается предварительный вариант материалов ОВОС.

Важной частью этого этапа являются общественные обсуждения. Заказчик организует общественные слушания предварительных материалов ОВОС. Это позволяет людям высказать свое мнение, внести предложения и замечания, которые должны быть учтены при подготовке окончательного варианта материалов.

Этап 3. Подготовка окончательного варианта материалов

Окончательный вариант материалов ОВОС формируется на основе предварительного варианта с учетом всех поступивших замечаний и предложений от общественности, органов власти и экспертов. В этот документ включаются:

  • Описание намечаемой деятельности и ее альтернатив;
  • Результаты исследований воздействия;
  • Оценка экологического риска;
  • Мероприятия по предотвращению или минимизации негативного воздействия;
  • Протоколы общественных слушаний и информация об учете поступивших замечаний.

Окончательный вариант материалов ОВОС подлежит передаче на экологическую экспертизу, которая становится завершающим этапом перед принятием решения о возможности реализации проекта.

Нормативная база

Проведение ОВОС регламентируется обширной нормативно-правовой базой, призванной обеспечить единый подход к оценке и учесть все значимые аспекты. Документы, определяющие порядок и требования к ОВОС, включают:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.0.2002 №7-ФЗ. Этот закон закрепляет принцип обязательности проведения ОВОС для видов деятельности, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (статья 32).
  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ. Определяет объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе на федеральном и региональном уровнях (статьи 11 и 12). Материалы ОВОС являются составной частью документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.
  • Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ. Содержит положения, связанные с учетом экологических требований при градостроительной деятельности, что также коррелирует с процессом ОВОС.
  • Постановление Правительства РФ об осуществлении госэкспертизы от 07.11.2020 №1796. Регламентирует порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Одним из основных документов, регламентирующих деятельность по ОВОС, до 2025 года являлся Приказ Минприроды России от 01.12.2020 №999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду». С 1 марта 2025 года приказ утратил силу. Основанием для отмены стали изменения в законодательстве, внесенные Федеральным законом от 25.12.2023 № 673-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 11.04.2024 № 452.

Специалистам, занимающимся ОВОС, нужно внимательно отслеживать изменения в законодательстве, чтобы обеспечить соответствие процедур актуальным требованиям.

Помимо национального законодательства, ОВОС также основывается на принципах, закрепленных в международных соглашениях, например, в Конвенции ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспо).

Штрафы за отсутствие ОВОС

Несоблюдение требований законодательства в области ОВОС может повлечь за собой серьезные юридические последствия для заказчика или исполнителя.

Согласно статье 8.1 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при проведении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, в том числе за отсутствие ОВОС, предусмотрены административные штрафы. Размеры штрафов для юридических лиц составляют от 20 000 до 100 000 рублей.

В случае, если нарушение законодательства об ОВОС повлекло за собой тяжкие экологические последствия, например, массовое загрязнение окружающей среды или гибель животных, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, проведение ОВОС не просто формальная процедура, а важным этапом планирования любой деятельности, который позволяет минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, избежать правовых проблем и обеспечить устойчивое развитие.

Список источников

  • Кукин П. П., Колесников Е. Ю., Колесникова Т. М. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности. – 2016.
  • Кудрявцева О. В., Ледащева Т. Н., Пинаев В. Е. Методика и практика оценки воздействия на окружающую среду. Проектная документация //М.: Экономический факультет МГУ имени МВ Ломоносова. – 2016.
  • Кичигин Н. В. Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду в России и за рубежом //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2016. – №. 5 (60). – С. 117-123.
  • Василенко Т., Свергузова С. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза инженерных проектов. – Litres, 2019.
  • Зенченко С. А., Горбачев Н. Н. Оценка воздействия на окружающую среду //Экологический менеджмент в ЕС: курс и МООС. – 2018. – С. 289-323.

Изображение от Freepik

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Возврат к списку