- Техническая поддержка: +7 (495) 247-58-58
- Учебный портал
Особенности сбора анамнеза в ветеринарии
Решение проблем со здоровьем животных, как и лечение людей, вопрос не только профессиональной пригодности доктора, но и его способности взаимодействовать с пациентами. Умение налаживать контакт особенно важно для ветеринарного врача в связи с тем, что сбор анамнеза и постановка диагноза в ветеринарии осложняется множеством факторов.
Во-первых, животное не может высказать жалобы, а также объяснить локацию и интенсивность боли. Во-вторых, домашние питомцы, находящиеся в стрессе и испытывающие неприятные ощущения, зачастую беспокойны, напряжены и агрессивны, особенно по отношению к незнакомому человеку, которым и является ветеринарный врач.
В-третьих, хозяева болеющих животных обычно сильно переживают за своих любимцев, поэтому могут быть несдержанными, излишне эмоциональными и необъективными. Все перечисленные выше факторы так или иначе влияют на ход сбора анамнеза при обследовании пациентов ветеринарных клиник.
Первичный прием ветеринарного врача
Первичный прием в любом учреждении здравоохранения начинается с регистрации. На животное заводится амбулаторная карта, в которую вносится вся важная информация:
- Общие данные о пациенте (порода, возраст, пол, вес, масть, кличка и т.д.);
- Дата обращения в клинику;
- Жалобы при поступлении;
- Информация о владельце, в том числе контактные данные.
Затем питомец попадает в кабинет врача, где ветеринар досконально опрашивает хозяина, чтобы выяснить:
- Сведения о происхождении животного (приобретенное/доморощенное, породистое/беспородное, имеющее генетические заболевания/здоровое);
- Условия содержания (описание помещения, в котором содержится питомец, конкретное наименование корма, режим водопоя, суточное количество прогулок, состояние стула и мочеиспускания);
- Информацию о кастрации, графике проведения вакцинации и иных обработках или исследованиях, перенесенных питомцем;
- Назначение животного (домашнее, продуктивное, рабочее, спортивное, служебное).
Дальнейший сбор анамнеза предусматривает фиксирование информации о перенесенных ранее заболеваниях, тактиках их лечения и последствиях терапии. Только выяснив все приведенные выше пункты, ветеринар приступает к непосредственному разбору жалоб, с которыми животное поступило на первичный прием.
Здесь врачу важно понять:
- Как давно питомец испытывает недомогания;
- Оказывалась ли ему помощь (не важно, в домашних условиях либо профессиональная);
- Если применялись препараты, то что это были за лекарственные средства;
- Есть ли в хозяйстве животные с аналогичными жалобами (массовость болезни может указывать на инфекционный, эндемический и паразитарный характер проблемы).
Физикальный осмотр
После подробного опроса владельца животного ветеринар приступает к непосредственному клиническому осмотру. Доктор обращает внимание на положение тела (естественная или неестественная поза), телосложение пациента (упитанный, средний, истощенный), а также его темперамент. Последний пункт оценивается по скорости реакции на внешние раздражители.
Что касается кожных покровов, то здесь врач сосредотачивается на цвете кожи, которая в норме должна быть светло-розовой. Отклонениями являются:
- Покраснения – говорят о расширении сосудов;
- Бледность – признак многих проблем, включая озноб, анемию, опухоли, сердечную слабость, кровотечения и т.д.;
- Синюшность – избыток гемоглобина при сердечной либо дыхательной недостаточности;
- Желтушность – избыток билирубина, присущий желтухе.
Далее ветеринар оценивает влажность, эластичность и запах кожи, а также измеряет температуру тела животного. Гипертермия сопутствует лихорадке, воспалительным процессам в организме, инфекционным болезням. Гипотермия же свидетельствует о кетозе, родильном парезе и некоторых других проблемах.
Ближе к концу осмотра доктор слушает сердце и легкие, осматривает пасть и уши больного. Кроме того, он отмечает наличие либо отсутствие царапин, ран, язв, везикул, рубцов как на кожном покрове, так и на слизистых оболочках животного. Не остаются без внимания лимфатические узлы пациента, патологические процессы в которых должны насторожить ветеринара.
.....
В результате сбора анамнеза и тщательного физикального осмотра врач определяет тактику лечения пациента, при необходимости направляя его на дополнительные обследования.
Как построить диалог с хозяином животных?
Построение коммуникации с излишне волнительными, эмоциональными хозяевами – искусство, которым владеет далеко не каждый ветеринар. Владельцев животных можно понять, ведь когда практически с членом семьи случается беда, сложно быть сдержанным и спокойным. Именно поэтому основная нагрузка при выстраивании эффективного диалога между ветеринаром и хозяином животного лежит на докторе.
Понятие врачебной этики подразумевает доброжелательное и уважительное отношение к каждому пациенту вне зависимости от его социального статуса, настроения или воспитания. Корректное общение с хозяевами больных животных строится на внятном и подробном объяснении всех действий, производимых врачом, а также на обращении по имени и отчеству.
Квалифицированный ветеринар говорит тихо, однако уверенно, избегает конфликтных ситуаций и всегда старается понять позицию владельца, чтобы удовлетворить все его пожелания относительно здоровья питомца в полном объеме.
Также отметим, что для ветеринарных врачей проходят различные семинары, направленные на развитие и совершенствование их компетенций. Так, на базе СНТА 15 октября пройдет семинар «Ультразвуковое исследование гепатобилиарной системы животных». Данное образовательное мероприятие будет также интересно ветеринарным рентгенологам, терапевтам, хирургам, которые испытывают интерес к ультразвуковой диагностике.
Популярные статьи в категории:
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам
— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности