- Техническая поддержка: +7 (495) 247-58-58
- Учебный портал
Основные тенденции в развитии системы образования в XXI веке
Современное обучение в широком смысле этого слова претерпевает изменения. Сам процесс направлен на получение учеником качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности. Предприятиям и организациям нужны компетентные, предприимчивые, ответственные сотрудники, умеющие оперативно принимать правильные решения и прогнозировать результаты.
Тенденции в развитии современного образования
Существующая образовательная система движется в следующих направлениях:
- Гуманизация. Предполагает ориентацию не на интересы производства и общества, а на личность, организацию комфортных условий для ее развития. С этой точки зрения в обучении главенствующая роль отдается развитию, взаимодействию «Субъект-Субъект», активным образовательным методикам, включением в самоанализ и рефлексию. Результатом гуманистического образования становится воспитание в человеке интеллектуальной, информационной, гражданской и нравственной культуры, самоопределения в жизни и профессии.
- Фундаментализация. Знания, полученные в ходе образовательного процесса, являются главным личным капиталом. Они должны «конвертироваться», то есть применяться на рынке труда. Этот принцип реализуется за счет обучения основным квалификациям, усиления обучающих компонентов в профессиональных учебных планах, повышения научного потенциала школ, техникумов, колледжей, ВУЗов.
- Технологизация. Технологическая подготовка будущего специалиста – это один из главных элементов современного образования, причем как общего, так и профессионального.
- Демократизация. Эта тенденция основана на самостоятельной организации учеником своей учебной деятельности, сотрудничестве учителя и учащегося, разнообразии образовательных систем, равных правах и возможностях в получении качественных знаний.
- Компьютеризация. Усвоение знаний не представляется без умения пользоваться компьютерными технологиями, которые способствуют глубокому восприятию материала, повышению мотивации и развитию интеллектуальных способностей.
Прогнозы
Прогнозы относительно развития системы образования в 21 веке неоднозначны. Некоторые специалисты считают, что качество учебного процесса постепенно будет снижаться. С другой стороны, этот процесс управляемый, и чтобы не допустить его развитие, потребуются грамотные менеджеры. Понижение качества связывают с несовершенством экономических и политических рычагов, недостаточным финансированием, излишней бюрократизацией. Все это может привести к тому, что педагоги высокой квалификации будут покидать учебные заведения. Отток кадров неизбежно приведет к деградации образовательной среды. Предполагается, что в течение нескольких последующих лет в России сохранятся несколько элитных образовательных центров, где будет вестись подготовка хороших специалистов. Однако попасть в эти ВУЗы будет не так-то просто.
Разрушению образовательной среды на протяжении 2-3 будущих поколений может помешать семейная атмосфера. Если родители, бабушки и дедушки умны и образованы, то и дети тоже будут тянуться к знаниям.
Современные высшие учебные заведения выполняют, по большому счету, социальную функцию. Во многих из них создается видимость социальной мобильности и бурной научной деятельности. Главная, образовательная функция отступает на задний план. Конечно, это относится не ко всем российским ВУЗам, но в ближайшее время получить качественные знания можно будет не там, а на узко специализированных курсах. Конечно, на них невозможно создать полноценную образовательную среду, но, по крайней мере, учащиеся получат материал, относящийся к их непосредственному профилю деятельности.
Есть мнение, что постепенно массовое образование исчерпает себя. Система перестроится на модель коучинга: если раньше брендом был ВУЗ, то теперь брендом становится вполне конкретный преподаватель. Такой вид обучения, естественно, будет дорогим и недоступным всем желающим.
Особенности современного образования
Выпускники школ XIX века задумываются о своей профессии задолго до того, как получат аттестат. Есть специальности, которые пользуются повышенным спросом, а есть и такие, которые всеми возможными способами пытаются привлечь на себя внимание: существуют рейтинги специальностей, которые наглядно показывают, какие специалисты востребованы на рынке труда. Получить профессию после школы можно разными способами. Многочисленные учебные заведения отличаются друг от друга уровнем аккредитации:
- Техникум – первый уровень;
- Колледж – второй уровень аккредитации;
- Институт – третий уровень;
- Академия, университет – четвертый уровень.
Далеко не все выпускники могут справиться с институтской или университетской нагрузкой, и почти половина из них выбирают путь попроще – поступление в колледж или техникум, причем начать профессиональное обучение можно уже после 9-го класса. В этом есть свои преимущества, к примеру, после успешного окончания колледжа можно поступить в ВУЗ сразу на 2-ой или 3-ий курс.
Также стоит упомянуть о дополнительном профессиональном образовании. Оно предназначено для уже работающих специалистов. Они могут пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В некоторых учебных заведениях занятия проводятся дистанционно, а по окончанию курса выдается диплом или удостоверение установленного образца, действующие на территории Российской Федерации.
Популярные статьи в категории:
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам
— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности