Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
16 декабря
Преподаватель, руководитель испытательной лаборатории (центра), технический эксперт
19 декабря
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА

Основные тенденции в развитии системы образования в XXI веке

Основные тенденции в развитии системы образования в XXI веке фото

Современное обучение в широком смысле этого слова претерпевает изменения. Сам процесс направлен на получение учеником качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности. Предприятиям и организациям нужны компетентные, предприимчивые, ответственные сотрудники, умеющие оперативно принимать правильные решения и прогнозировать результаты.

Тенденции в развитии современного образования

Существующая образовательная система движется в следующих направлениях:

  • Гуманизация. Предполагает ориентацию не на интересы производства и общества, а на личность, организацию комфортных условий для ее развития. С этой точки зрения в обучении главенствующая роль отдается развитию, взаимодействию «Субъект-Субъект», активным образовательным методикам, включением в самоанализ и рефлексию. Результатом гуманистического образования становится воспитание в человеке интеллектуальной, информационной, гражданской и нравственной культуры, самоопределения в жизни и профессии.
  • Фундаментализация. Знания, полученные в ходе образовательного процесса, являются главным личным капиталом. Они должны «конвертироваться», то есть применяться на рынке труда. Этот принцип реализуется за счет обучения основным квалификациям, усиления обучающих компонентов в профессиональных учебных планах, повышения научного потенциала школ, техникумов, колледжей, ВУЗов.
  • Технологизация. Технологическая подготовка будущего специалиста – это один из главных элементов современного образования, причем как общего, так и профессионального.
  • Демократизация. Эта тенденция основана на самостоятельной организации учеником своей учебной деятельности, сотрудничестве учителя и учащегося, разнообразии образовательных систем, равных правах и возможностях в получении качественных знаний.
  • Компьютеризация. Усвоение знаний не представляется без умения пользоваться компьютерными технологиями, которые способствуют глубокому восприятию материала, повышению мотивации и развитию интеллектуальных способностей.

Прогнозы

Прогнозы относительно развития системы образования в 21 веке неоднозначны. Некоторые специалисты считают, что качество учебного процесса постепенно будет снижаться. С другой стороны, этот процесс управляемый, и чтобы не допустить его развитие, потребуются грамотные менеджеры. Понижение качества связывают с несовершенством экономических и политических рычагов, недостаточным финансированием, излишней бюрократизацией. Все это может привести к тому, что педагоги высокой квалификации будут покидать учебные заведения. Отток кадров неизбежно приведет к деградации образовательной среды. Предполагается, что в течение нескольких последующих лет в России сохранятся несколько элитных образовательных центров, где будет вестись подготовка хороших специалистов. Однако попасть в эти ВУЗы будет не так-то просто.

Разрушению образовательной среды на протяжении 2-3 будущих поколений может помешать семейная атмосфера. Если родители, бабушки и дедушки умны и образованы, то и дети тоже будут тянуться к знаниям.

Современные высшие учебные заведения выполняют, по большому счету, социальную функцию. Во многих из них создается видимость социальной мобильности и бурной научной деятельности. Главная, образовательная функция отступает на задний план. Конечно, это относится не ко всем российским ВУЗам, но в ближайшее время получить качественные знания можно будет не там, а на узко специализированных курсах. Конечно, на них невозможно создать полноценную образовательную среду, но, по крайней мере, учащиеся получат материал, относящийся к их непосредственному профилю деятельности.

Есть мнение, что постепенно массовое образование исчерпает себя. Система перестроится на модель коучинга: если раньше брендом был ВУЗ, то теперь брендом становится вполне конкретный преподаватель. Такой вид обучения, естественно, будет дорогим и недоступным всем желающим.

Особенности современного образования

Выпускники школ XIX века задумываются о своей профессии задолго до того, как получат аттестат. Есть специальности, которые пользуются повышенным спросом, а есть и такие, которые всеми возможными способами пытаются привлечь на себя внимание: существуют рейтинги специальностей, которые наглядно показывают, какие специалисты востребованы на рынке труда. Получить профессию после школы можно разными способами. Многочисленные учебные заведения отличаются друг от друга уровнем аккредитации:

  • Техникум – первый уровень;
  • Колледж – второй уровень аккредитации;
  • Институт – третий уровень;
  • Академия, университет – четвертый уровень.

Далеко не все выпускники могут справиться с институтской или университетской нагрузкой, и почти половина из них выбирают путь попроще – поступление в колледж или техникум, причем начать профессиональное обучение можно уже после 9-го класса. В этом есть свои преимущества, к примеру, после успешного окончания колледжа можно поступить в ВУЗ сразу на 2-ой или 3-ий курс.

Также стоит упомянуть о дополнительном профессиональном образовании. Оно предназначено для уже работающих специалистов. Они могут пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В некоторых учебных заведениях занятия проводятся дистанционно, а по окончанию курса выдается диплом или удостоверение установленного образца, действующие на территории Российской Федерации.


Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку