Внимание! Консультанты по обучению и тех. поддержка академии работают 24/7
Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Методы и приемы обучения детей

Как известно, с давних времен человечество практиковало различные формы и способы передачи полученных знаний об окружающем мире и опыта от одного поколения к другому. Именно эта бесконечная передача стала основой педагогики в том виде, которая знакома современному человеку. При этом сегодня в распоряжении воспитателей и учителей есть большое число разнообразных методов и приемов обучения детей.

Методы и приемы обучения детей

Для того, чтобы понять суть процессов, необходимо в первую очередь разобрать, что же понимается под педагогическими терминами «метод» и «прием».

Под методом принято понимать целую систему различных техник работы, которую использует педагог в процессе взаимодействия с учениками. Более того, метод включает в себя приемы, поэтому можно считать, что это более обширное понятие, которое выполняет больший круг задач. Таким образом, метод представляет собой некую выверенную последовательность приемов, которые воспитатель или учитель применяет для достижения тех или иных задач.

В связи с этим стоит отметить и значительное разнообразие приемов, которые могут быть использованы педагогом, некоторые из них:

  • Игровые;
  • Практические;
  • Наглядные;
  • Словесные;
  • Исследовательские;
  • Поисковый.

Метод и, соответственно, прием обучения выбирается в зависимости от возрастной категории, преследуемых целей и особенностей физического или умственного развития обучающихся. Также при разработке технологий обучения педагоги обращают внимание и на то, что детям младшей возрастной группы бывает сложно долго концентрировать свое внимание на определенном занятии. Поэтому они включают в занятие различные игровые моменты, которые с одной стороны прививают полезные навыки, а с другой – дают возможно переключить внимание ребенка.Методы и приемы обучения

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста

Ранее уже упоминалась взаимосвязь возраста ребенка и способов его обучения, поэтому имеет смысл более подробно остановиться на детях дошкольного возраста. Это связано с несколькими причинами, главная из которых заключается в том, что дошкольное образование является фундаментом, на него и наслаиваются академические знания, получаемые в школе. И поэтому от правильного подхода педагога зависит, насколько этот фундамент будет прочным.

Ключевой особенностью обучение детей дошкольного возраста можно считать ограниченность их ресурсов. К примеру, они еще не умеют писать и читать. И это исключает возможность обращения к учебникам или данным из Интернета, также у них нет возможности записать мысли и наблюдения по интересующему вопросу.

Поэтому чаще всего педагоги дошкольных образовательных учреждений обращаются к наглядным и игровым формам обучения ребенка. Фактически они отрабатывают на практике необходимые в дальнейшем навыки: определение различных геометрических фигур, порядковый счет. Сами же занятия занимают достаточно небольшой промежуток времени, около 20 минут. А опытный педагог к тому же построит учебный процесс таким образом, чтобы время от времени менять вид деятельности детей, переключать их внимание.

Самый яркий и показательный пример эффективности использования практических приемов обучения – это различные творческие дисциплины. Ведь именно этот вид деятельности подразумевают выработку и последующее закрепление определенного навыка или умения.Методы и приемы обучения детей

Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности

Для того, чтобы научить ребенка рисовать, педагоги обращаются к наглядным методам обучения. Так, они сначала демонстрируют различные произведения живописи (чаще всего это репродукции известных картин), давая ребенку возможность увидеть различные техники передачи изображения на бумагу.

Вторым шагом будет работа с «натурой», то есть с объектом, который детям предстоит изобразить. Педагог просит внимательно рассмотреть предмет, назвать его отличительные черты и особенности. Важно понимать, что для первого занятия будет использоваться самый простой вариант, например, красный мяч. И поэтому дети будут называть самые явные признаки – форму, размер, цвет. А уже в последующих уроках задача будет усложняться, то есть сам объект будет становиться сложнее.

Кроме того, многие педагоги не останавливаются на простой демонстрации. Они сначала самостоятельно выполняют рисунок, объясняя свои действия и их значение, а после повторно работают, но уже вместе с группой.Методы приемы обучения

Методы и приемы обучения детей лепке

Работа с глиной – это интересная комбинация нескольких методов обучения, поэтому данный вид деятельности также стоит упомянуть.

Изучение приемов лепки из глины для детей проходит в несколько этапов. Для начала «знакомство с материалом» – наглядный прием изучения, когда учащиеся выявляют основные характеристики глины, пользуясь своим опытом. После этого в ход идет информационно-рецептивный метод, когда вся группа, ориентируясь на педагога и его комментарии, повторяет определенный комплекс движений для придания глине определенной формы.

И пусть звучит достаточно сложно, на деле же это выглядит следующим образом: положить глину на одну ладонь, накрыть сверху другой, а потом раскатывать между ладонями до появления «колбаски». При этом такие объяснения звучит несколько раз за занятие и достаточно часто дети пробуют такие упражнения не только с глиной, но и с пластилином.

Конечно же, для полного освоения лепки из глины дети должны иметь возможность увидеть, каким образом педагог, используя все показанные ранее приемы, создают настоящие фигурки животных или знакомых им предметов. Такая демонстрация не только даст возможность увидеть конечную цель изучения лепки как таковой, но и станет возможность переключить свое внимание, отдохнуть.


Не нашли ответ на свой вопрос?

Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по любому вопросу, в любое время суток 24/7:

Запросить консультацию

Возврат к списку