Дополнительное профессиональное образование Лицензия
№Л035-01298-77/00273901 (№034268) от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Ближайшие семинары

Все семинары
31 июля
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА
4 августа
Дзантуева Залина Руслановна
14 августа
Эксперт ФСА по аккредитации испытательных лабораторий, технический эксперт ФСА

Комплексное экологическое разрешение (КЭР)

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) фото

Современные требования к экологической безопасности предприятий постоянно ужесточаются. Это связано с ростом антропогенной нагрузки на окружающую среду, увеличением количества экологических инцидентов и повышением общественного внимания к вопросам сохранения природных ресурсов. В связи с этим в России был внедрён новый механизм государственного регулирования влияния хозяйствующих субъектов на окружающую среду — комплексное экологическое разрешение (КЭР).

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – что это такое?

Это документ, который выдается Росприроднадзором юрлицам или ИП, реализующим деятельность, связанную с отрицательным влиянием на окружающую среду.

Цель КЭР — создание единого порядка контроля за соблюдением требований в сфере экологии, сокращение бюрократических барьеров и обеспечение прозрачности взаимодействия между бизнесом и надзорными органами. В одном документе объединены такие аспекты, как:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
  • сбросы сточных вод в водоемы;
  • обращение с отходами производства и потребления;
  • воздействие на недра и другие компоненты окружающей среды.

КЭР заменяет собой несколько разрешений, которые раньше были обязательны для предприятий: например, на выбросы, на сбросы, на использование водных ресурсов и т.д.

Кто обязан получить разрешение?

Обязанность получения КЭР распространяется на организации и ИП, чья работа попадает под категорию I класса опасности согласно федеральному классификационному каталогу видов негативного воздействия на окружающую среду (ФКК НВОС). Такие предприятия могут оказывать отрицательное влияние на состояние природной среды и требуют контроля со стороны государства.

Для этих субъектов экономической деятельности наличие КЭР становится не просто рекомендацией, а обязательным условием законной эксплуатации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», к объектам I категории относятся те, которые:

  • оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • используют оборудование, которое возможно модернизировать с применением наилучших доступных технологий (НДТ);
  • находятся вблизи жилых зон или особо охраняемых объектов;
  • имеют высокую степень негативного влияния на природу.

К таким организациям относятся: 

  • предприятия химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и машиностроительной промышленности;
  • теплоэнергетические станции;
  • предприятия по производству строительных материалов;
  • предприятия по переработке и утилизации отходов;
  • организации, использующие водные ресурсы (в том числе и сброс сточных вод).

Отнесение к I категории означает, что предприятие должно не только получить КЭР, но и активно внедрять современные экологические технологии, направленные на снижение вредных воздействий.

Что должно быть в заявке на КЭР?

В Приказе Минприроды России от 22.10.2021 № 780 указаны основные требования к оформлению заявки на получение разрешения. Информация, которая должна быть указана:

  1. Информация о заявителе — полные реквизиты юридического лица или ИП.
  2. Описание объекта НВОС — информация об источниках негативного воздействия, местах расположения, мощности, используемом оборудовании.
  3. Информация о ресурсах — сведения об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии.
  4. Отчеты о предыдущих проверках и действиях по устранению выявленных нарушений.
  5. Информация об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за последние семь лет.
  6. Программа производственного экологического контроля (ППЭК) — описание мероприятий по мониторингу воздействия на окружающую среду.
  7. Нормативы допустимых воздействий (НДВ) — рассчитанные значения, соответствующие установленным нормам и стандартам.
  8. Меры по снижению негативного воздействия — технические и организационные решения, направленные на минимизацию вреда для экосистем.
  9. Результаты экологической экспертизы, если она проводилась.
  10. Проекты нормативных документов предприятия, связанных с обеспечением экологической безопасности.
  11. Документы, подтверждающие квалификацию специалистов, участвующих в подготовке заявки.

Если предприятие не может соблюдать технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных веществ (I и II класса опасности), то к заявке дополнительно прилагаются:

  1. Программа повышения экологической эффективности, утвержденная в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
  2. Планируемые временно разрешенные выбросы и сбросы, с указанием объема или массы загрязняющих веществ:
  • на текущий момент;
  • на период реализации программы повышения экологической эффективности;
  • после завершения реализации программы.

Эти документы демонстрируют готовность предприятия к поэтапному улучшению своей экологической ситуации и показывают конкретные меры по снижению негативного воздействия.

Правильно составить такой объём информации без глубоких знаний в сфере экологического права, нормирования и контроля невозможно. Поэтому особенно важна квалификация сотрудников, отвечающих за подготовку данных для заявки.

Сотрудник, способный грамотно подготовить документы для получения КЭР, должен обладать знаниями в следующих областях:

  • экологическое законодательство;
  • нормирование воздействия на атмосферный воздух, водные объекты, почву;
  • методики расчета выбросов и сбросов;
  • правила проведения производственного экологического контроля;
  • современные технологии мониторинга и анализа состояния окружающей среды.

Для повышения квалификации таких специалистов Современная научно-технологическая академия (СНТА) предлагает учебные курсы, разработанные с учетом требований законодательства и профессиональных стандартов.

Программы повышения квалификации и переподготовки в СНТА:

  1. Экологический контроль окружающей среды — углубленный курс для специалистов, занимающихся организацией и проведением экологического контроля на предприятии. Включает изучение видов экологической экспертизы, нормативов, систем управления качеством.
  2. Организация контроля промышленных выбросов атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны — курс ориентирован на инженеров-экологов и специалистов служб охраны труда. В нем рассматриваются вопросы нормирования выбросов, методов измерения, забора проб и использования современных технологий контроля.
  3. Контроль параметров окружающей среды и атмосферного воздуха — программа направлена на изучение основ экологического контроля, нормативно-правовой базы, показателей качества окружающей среды и методов их применения в практической деятельности.

С перечнем всех учебных программ по данному направлению можно ознакомиться в разделе Курсы повышения квалификации «Экология».

Все программы реализуются в дистанционном формате, что позволяет слушателям совмещать обучение с основной работой. По окончании обучения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации или профессиональной переподготовке.

Знание сроков рассмотрения заявки, длительности действия разрешения, порядка уплаты платы за НВОС и мер ответственности позволяет организациям избежать ошибок и штрафов. Более того, внедрение наилучших доступных технологий и повышение квалификации сотрудников в области экологической безопасности позволяют не только соответствовать требованиям законодательства, но и улучшать экологическую ситуацию в стране.

Сроки рассмотрения заявки на КЭР

Для получения КЭР необходимо направить заявку в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП) — https://gisp.gov.ru/. Подача заявки осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию нового или реконструированного объекта, либо за четыре месяца до истечения действия текущего КЭР.

Получить услугу можно в территориальном органе Росприроднадзора по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Если объект расположен на территории двух и более субъектов РФ, заявитель может выбрать один из территориальных органов по своему усмотрению.

Общие сроки рассмотрения заявки:

  • При первичном предоставлении КЭР — не более 27 рабочих дней;
  • Продление КЭР или отказ в продлении — 15 рабочих дней;
  • Внесение изменений в КЭР или отказ во внесении изменений — 10 рабочих дней;
  • Исправление технических ошибок / Отказ в исправлении — 10 рабочих дней.

На какой срок выдается комплексное экологическое разрешение?

КЭР выдается на 7 лет, затем необходимо его продлевать.

Комплексное экологическое разрешение может быть продлено на тот же срок, если выполняются следующие условия:

  • соблюдены установленные технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов и сбросов;
  • нет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • своевременно предоставлялась отчетность по программе производственного экологического контроля;
  • были выполнены мероприятия программы повышения экологической эффективности (при её наличии).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой денежную компенсацию, которую обязаны уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели за причинение вреда природе в ходе своей деятельности. Такая плата взимается с организаций и ИП, чья хозяйственная или иная деятельность связана с негативным влиянием на экологию — например, с выбросами вредных веществ в атмосферу или перевалкой угля.

Расчёт платы производится по трём основным категориям воздействия:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  2. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  3. Размещение отходов производства и потребления, включая их хранение и захоронение. 

По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, к концу 2024 года комплексные экологические разрешения, подтверждающие внедрение или намерение внедрить наилучшие доступные технологии, получили лишь 2,4 тысячи предприятий из 5,3 тысяч, которым такие разрешения обязательны. Несмотря на ожидания отрасли о возможном переносе сроков повышения размера экоплатежей для компаний, не имеющих КЭР, никаких изменений в этом направлении не произошло. 

С 1 января 2025 года предприятия, продолжающие работу без комплексных экологических разрешений, столкнутся с увеличением платы:

  • в 25 раз возрастёт сумма платежей за размещение отходов;
  • в 100 раз — за выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Такие меры призваны простимулировать предприятия к скорейшему переходу на современные экологически безопасные технологии.

Штрафы и ответственность

Осуществление деятельности объектами I категории без наличия КЭР (комплексного экологического разрешения) приравнивается к нарушению закона. Отсутствие документа может привести к финансовым санкциям.

К числу возможных административных взысканий относятся:

  • Нарушение норм охраны атмосферного воздуха (статья 8.21 КоАП РФ). Санкция: штраф от 30 000 до 250 000 рублей либо приостановка функционирования предприятия на срок до трёх месяцев.
  • Неисполнение требований экологического характера при проектировании, строительстве, реконструкции, размещении, вводе в эксплуатацию и дальнейшем использовании объектов (статья 8.1 КоАП РФ). Санкция: штраф в размере от 20 000 до 100 000 рублей.
  • Предоставление недостоверных или сокрытие сведений экологического характера (статья 8.5 КоАП РФ). Санкция: штраф от 20 000 до 80 000 рублей.
  • Выполнение хозяйственной или иной деятельности без получения КЭР (статья 8.47 КоАП РФ). Санкция: для должностных лиц — от 4 000 до 10 000 рублей; для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Однако наиболее серьезным последствием может стать приостановка работы всей производственной площадки. Кроме того, несоблюдение экологических норм способно нанести урон репутации компании, если информация о правонарушении станет достоянием общественности.

Уплата штрафа не отменяет необходимости оформления комплексного экологического разрешения.

В случае выдачи предписания контролирующим органом, помимо наложения санкции, организация обязана как можно скорее подать заявку на получение КЭР.

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — это важный инструмент государственного регулирования воздействия на окружающую среду. Его наличие гарантирует легальность и безопасность деятельности предприятия, а также соответствие современным экологическим стандартам.

Изображение от Freepik

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Возврат к списку