Дополнительное профессиональное образование Лицензия №034268 от 25.10.2013
Версия для слабовидящих
MBA

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Для чего проводят аттестацию сотрудников?

Для чего проводят аттестацию сотрудников? фото

Под аттестацией сотрудника предприятия или организации понимается регулярная оценка его компетенций. Это основная процедура, которая нужна для эффективного управления персоналом.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Аттестация преследует несколько важных целей. Во-первых, с ее помощью можно получить информацию о конкретном сотруднике, которая станет основополагающей для последующих управленческих решений. В этом случае изучается и оценивается потенциал работника, насколько он может реализовывать общие цели компании.

В ходе аттестации также выясняются разные моменты, необходимые для текущей работы с персоналом: коррекции поведения и трудовой деятельности, выявления областей, в которых имеются пробелы, мешающие эффективному выполнению непосредственных трудовых обязанностей. По итогам оценки выстраивается система продвижения, перемещения, поощрения и наказания специалистов.

Как проводится аттестация?

Весь процесс можно разделить на ряд последовательных этапов:

  1. Подготовительный. На этом отрезке проведения аттестационной оценки готовится проект ее внедрения. Необходимо четко сформулировать стандарты и правила, а также пройти путь формализации методик. Подготовка предполагает разработку, оформление и выпуск специальных документов, принятие определенных решений со стороны руководства. Многие компании создают особое «Положение об аттестации персонала». Оно становится единым внутрикорпоративным документом, в котором прописываются требования к периодичности, процедуре, методикам аттестации. Такой подход позволяет сделать ее максимально прозрачной и понятной с технической стороны.
  2. Пробная аттестация. Этот этап необходим для апробирования разработанной процедуры, ее тестирования. Пилотным проектом чаще всего занимаются сотрудники отдела персонала предприятия. В конце (при необходимости) методики корректируются, дорабатываются.
  3. Подготовительный. Примерно за 14 дней до аттестации необходимо предупредить сотрудников. Они должны ознакомиться, по каким критериям будут оцениваться, какие вопросы будут на «экзамене».
  4. Непосредственное проведение аттестации по ранее разработанным, апробированным и согласованным методикам.
  5. Анализ результатов и подведение итогов. На основании результатов принимаются управленческие решения, а затем назначаются даты последующих «проверок».

.....

Виды аттестации персонала

Выделяю 5 типов аттестации персонала:

  1. Очередная. Она проводится как минимум один раз в 5 лет и является обязательной для всех сотрудников компании. Эта аттестация направлена на оценку профессиональных успехов специалиста за определенный период времени и его вклада в общий успех фирмы.
  2. Внеочередная. Назначается при необходимости, например, когда работника переводят на новую, более высокую должность. Эта аттестация также нужна для формирования кадрового резерва, определения сотрудников, которых можно отправить на дополнительное обучение или повышение квалификации.
  3. Для продвижения по карьерной лестнице (либо при переводе в другое подразделение). В этом случае «проверяются» потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовки.
  4. Повторная. Ее назначают после подведения итогов предыдущей аттестации, когда у сотрудника были выявлены какие-либо недочеты в работе, и ему был назначен конкретный срок для исправления.
  5. По окончании испытательного срока. Цель этой оценки – принятие решения по дальнейшей работе аттестуемого в организации.

Особенности аттестации персонала

В ходе процедуры изучаются разные аспекты личности человека и его профессиональные способности. К примеру, оценке подвергаются особенности поведения, эффективность деятельности, уровень достижения целей. Критерием для аттестации является компетентность специалиста – его знания, навыки, умение использовать полученную информацию для решения трудовых задач. В первую очередь, смотрят на профессиональную компетентность – умение соответствовать занимаемой должности, установленным стандартам и рабочему месту. Немаловажное значение имеет и корпоративная компетентность, которая включает понимание сотрудником целей и задач компании. Методами аттестации являются групповая экспертная оценка, экзамен, моделирование рабочей ситуации, собеседование, тестирование и другие.

Результаты аттестации оформляются в специальный документ, и на его основании выпускается приказ, акт или распоряжение. В нем прописываются управленческие решения, принятые после проведения оценки: изменения в расстановке кадров, изменения должностных окладов, поощрения, наказания и т. д. По большому счету, руководители предприятия решают, соответствует или не соответствует сотрудник занимаемой должности.

Аттестация персонала – важный процесс в управлении любой организации. Она должна проводиться в обязательном порядке и с определенной периодичностью. Только такой системный подход поможет выработать эффективную кадровую политику.


Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер перезвонит вам

— Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с правилами конфиденциальности

Возврат к списку